О «непрошибаемых Несмеянах», близких шутках и элитарности профессии рассказал в программе «С Любовью о Минске» столичный клоун Егор Яркий, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Это только кажется, что клоуном быть легко. Нанес грим, нацепил бутафорский нос и ботинки и пошел кривляться. На самом деле, как говорил легендарный Юрий Никулин, комедия — очень серьезное дело. Продумать образ, составить программу, не забыть про экспромт, по ходу пьесы работать и психологом, и дипломатом, не терять лицо (если это не запланировано), рассмешить человека, который до обморока боится клоунов (и такое бывает). Добавим сюда знание и выполнение элементов акробатики, жонглирования, эквилибра (иногда еще и на проволоке). Все еще выглядит шутейной профессией?
— Очень непростая, при всей кажущейся легкости, — отмечает Е. Яркий. — Клоунов на самом деле не так много. Что выпускников цирковых училищ, что самоучек. Сложностей, как и в любой профессии, хватает. Но когда ты живешь любимым делом, мелочи отходят на второй план. Как бы пафосно это ни звучало.
Маленький шут самый грустный на свете?
Бытует мнение, что в обычной жизни клоуны — самые серьезные в мире люди. Так и просится аналогия с поварами по профессии, которые дома не готовят.
— На выступлении ты раздаешь зрителям эмоции, поэтому дома, закономерно, отдыхаешь и «заряжаешь батарейку», — объясняет Е. Яркий. — Но это не значит, что вне работы мы с женой ходим с траурными лицами и никогда не улыбаемся. Работа клоуна — это не только и не столько профессия, сколько состояние души. Поэтому и между собой, без публики, можем пошутить и поприкалываться.
Егор и его супруга (она тоже смех и радость приносит людям) путь в профессию начали буквально с самого детства.
— Когда ей маленькой задавали вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», она неизменно отвечала «Клоуном», — рассказывает собеседник. — Я начал постигать шутовское искусство в подростковом возрасте. Это были благотворительные выступления в домах-интернатах, хосписах, больницах. Там, где положительные эмоции необходимы, как воздух. Естественно, никто не претендовал на то, что классная шутка, как волшебная палочка, вылечит или исправит ситуацию мгновенно. Наша задача — хоть на немного, но отвлечь человека, дать ему причину улыбнуться.
Рассмешить человека, которому больно. Или страшно. Или все вместе, помноженное на другие не самые приятные эмоции. Задача со звездочкой. Так и задумаешься, а нет ли у каждого клоуна образования психолога?
— Как профильного образования — точно нет, — отшучивается собеседник. — Но в людях разбираться нужно. Считывать буквально с порога настроение. Потому что любая, даже самая классная шутка может банально не прийтись ко двору.
Кстати, о дворах. Заграничные командировку и выступления на зарубежную публику для Егора не в диковинку. Довольно продолжительное время он выступал с гастролями в Омане, в Катаре. Даже без оглядки на расхожую фразу «про дело тонкое», разницу и языковую, и менталитетов учитывать приходится. Сложно шутить было?
— Никаких сложностей: клоунский юмор — универсальная вещь, — объясняет собеседник. — А языковой барьер можно даже в расчет не брать. Клоун — это не стендапер. В представлении много элементов акробатики, эквилибра, пантомимы и буффонады, где разговор не обязателен.
Как работать с «Несмеяной»
Наверняка есть люди «непрошибаемые» на юмор?
— Есть, но я с такими не встречался, — с улыбкой отмечает собеседник и уже серьезно добавляет:
— Рассмешить можно любого. Тут, возвращаясь к вопросу о психологии, важно пошутить не абстрактно, «про Чукчу», а близко. Близко к образу жизни, профессии, хобби зрителя. Опять же, можно и без вербальности. Та же пантомима еще никого не оставляла равнодушным.