В Екатеринбурге могла появиться не только вторая ветка метро, но и советский небоскреб, дирижаблепорт, микрорайон ученых и многие другие масштабные объекты. О «зомби», долгостроях и нереализованных градостроительных планах рассказала научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга и младший научный сотрудник лаборатории цифровых технологий в историко-культурных исследованиях УрФУ Ксения Пименова.
Гис-карта для “видимой” истории
«С коллегами по лаборатории мы собираем сведения о нереализованных градостроительных проектах эпохи индустриализации на территории Большого Урала. Систематически прежде этим никто не занимался. Сейчас мы владеем информацией о 39 проектах и работаем над созданием общедоступной интерактивной гис-карты, которая визуализирует эти планы. Таким образом мы хотим сделать эту историю “видимой”», — анонсировала исторический проект Ксения Пименова.
Зарубежные исследователи, изучающие феномен нереализованности, для описания схожих проектов предложили термины шелф- (от англ. shelf — полка) или зомби-проекты.
«Это амбициозные, но нереализованные планы, задуманные однажды и продолжающие раз за разом возвращаться к жизни в различных формах, оказывая влияние на представления человека об окружающей его реальности. Самый простой пример этого влияния — появление городских анекдотов об иностранце, якобы неделю искавшем под землей вторую ветку екатеринбургского метро», — добавила Ксения.
Водный путь металлургов
Пожалуй, самый знаменитый уральский зомби-проект — создание канала, связывающего речные бассейны Волги и Оби. Судоходный Трансуральский водный путь, идея создания которого появилась на рубеже XIX-ХХ веков, должен был сократить время транспортировки продукции уральских железоделательных заводов на западные рынки.
«Очередная инкарнация проекта связана с эпохой советской индустриализации, когда возникла потребность в транспортировке минерального топлива Кузбасса на уральские машиностроительные и металлургические заводы, а в обратном направлении — готовой продукции. Однако амбициозным планам не суждено было сбыться. Главная причина — недостаток финансирования, а также чрезвычайно долгий и технологически сложный процесс реализации проекта», — поясняет Ксения Пименова.
Районы для ученых и специалистов
Советское государство продолжало мыслить мегапроектами и в послевоенный период. В 1971 году Уральский филиал академии наук был реорганизован в Уральский научный центр (УНЦ). В состав УНЦ влились новые научные подразделения, а значительная часть полученного проектом финансирования была направлена на перенос зданий научных институтов на юго-запад города, в район старого Гореловского поселка. Свердловский «наукоград» УНЦ должен был иметь всю необходимую инфраструктуру для комфортной жизни ученых и их семей — жилье, детские сады, школы, магазины.
«Однако из полутора десятка институтов в районе к настоящему моменту разместились лишь несколько — геофизики, металлургии, электрофизики, теплофизики, геологии и геохимии. Городок ученых тоже не состоялся в планируемом масштабе. Реализация проекта была приостановлена по прозаичной причине: в 1990-е годы финансирование науки оказалось не в приоритете. Научные центры до сих пор территориально разорваны друг с другом — часть находится во Втузгородке, а часть — на УНЦ», — рассказывает Ксения Пименова.
Другой масштабный нереализованный проект 1930-х, в значительной мере определивший архитектурный облик центра Екатеринбурга, — строительство домов Госпромурала. К застройке предполагалась огромная территория — 11 кварталов, расположенных в квадрате улиц Мамина-Сибиряка — Ленина — Восточная — Малышева. Однако в 1934 году Уральская область, центром которой был Свердловск, оказалась расформирована.
«Финансирование строительства приостановилось, когда был застроен лишь один жилой квартал и начата застройка второго, возведена образцовая школа, клуб строителей на перекрестке улиц Луначарского и Ленина, а также Дом промышленности — “офисные площади” для специалистов предприятий-пайщиков строительства. К нему должен был примыкать небоскреб, который служил бы причальной мачтой для дирижаблей. Свердловск в 1930-е годы мыслился как один из хабов всесоюзного транспортного мегапроекта», — добавляет Ксения Пименова.
“Предыстория” Химмаша
Другой нереализованный индустриальный и градостроительный проект — строительство на южной окраине Свердловска Уральского завода химической аппаратуры и соцгорода при нем. Завод вошел в план первой пятилетки в 1930 году, а строительство развернулось на его исходе и совпало с кризисом 1930-1931 годов, заставившим руководителей индустриализации пересмотреть амбициозные планы. В результате финансы распределили в пользу более приоритетных и близких к завершению проектов.
«В 1933 году стройку замораживали дважды. В 1934 году при Уралхиммашстрое было начато строительство дирижаблепорта — символически более приоритетного проекта, который фактически “паразитировал” на строительстве завода, оттягивая на себя финансы и рабочую силу. Стройку вновь пришлось законсервировать. Снова к ней вернулись в 1937 году, уже под именем “Уральского завода тяжелого химического машиностроения”. Однако до войны ни одной производственной постройки на территории Уралхиммашстроя так и не появилось. Несмотря на то, что строительство финансировалось и велось в течение всех 1930-х, первую партию продукции завод выдал только в 1942 году, когда на площадке Уралхиммашстроя развернул производство эвакуированный из Киева завод “Большевик”», — поясняет Ксения Пименова.
Прямые наследники нереализованного завода — современный Уральский завод химического машиностроения и микрорайон Химмаш — развивались по новым послевоенным планам, имеющим достаточно немного общего с нереализованными проектами 1930-х.
УрФУ — один из ведущих вузов России, расположен в Екатеринбурге. Участник проекта по созданию кампусов мирового уровня — части национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России. Университет — участник государственной программы поддержки российских вузов «Приоритет-2030», выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы».
УрФУ оперативный — в телеграм.