Найти тему
Блог Рязаночки

Живопись и половики в 19 веке.

Репродукция картины неизвестного художника «Девушка с прялкой» из собрания Всероссийского музея им. А.С. Пушкина (фрагмент). Неизвестно, почему станок назвали прялкой.

-- И дата тоже неизвестна? ))

-- Скажите им кто-нибудь, что это не прялка))))

-- Это фрагмент. Может, кто видел всю картину? А там прялка?

-- Художник неизвестный, тот кто дал название картине тоже неизвестен. Если это музейный экспонат, то вероятно под этим названием он числится в фондах. Я не в первый раз вижу эту картину, наверное не в последний - будем дальше веселиться!😜

-- Часто сталкиваюсь с людьми для которых прясть, ткать и вязать это одно и тоже 😁 вот и тут прялка 😁

-- Это настольный станок, для ткачества поясов! Ура, я это увидела!

А. В. Тыранов (1808 -1859) "Ткачихи". 1826 год.

-2

"В венециановском духе написаны «Две крестьянки за кроснами» («Ткачихи»)..."

Успешному развитию дела, помимо общих причин, обеспечивавших прогресс хлопчатобумажной промышленности в начале ХIХ столетия в России посодействовал, конечно, и факт разрушения Москвы, а вместе с этим и уничтожение московских бумажных фабрик в 1812 г. Эпоха 1812–1822 гг. считается «3олотым веком» для промышленности Владимирской и Костромской губерний. Именно в это время, по словам исследователей истории нашей промышленности, в Иванове начинает быстро распространяться кустарная набойка, а вокруг Иванова — кустарное ткачество бумажных материй; именно в эти годы из среды кустарей вышло много фабрикантов.

Половики в русской живописи.
На картинах русского быта почти не встречались половики.

Максимов В. "Торговка". 1881 г. Половик на полу, сложенный углом.

-3

-- Похоже, что юбка сшита из кусков непроданной ткани...

-- Красное - это фартук !)))

Максимов В. «Сборы на гулянье».1869.

-4

Гулянье видно через открытое окно, расположенное в левой стороне картины. Намечается какой-то сельский праздник, который собрал всю местную молодёжь.
На картине есть и третья героиня — молодая мама, сидящая у окна. Она никуда не собирается, поскольку вышла замуж и занята другими проблемами. Ребёнок и домашние хлопоты отнимают всё её время.
Женщина с лёгкой грустью смотрит на гуляющую молодёжь, вспоминая как совсем ещё недавно она и сама бегала с подружками петь и танцевать.
Источник

Я в фоторедакторе осветила картину, чтоб показать пестрый половик.

-5

Наверно, их начали делать после 1861 года, когда закончилось крепостное право и появились фабрики по производству тканей, доступных и народу.

Максимов В. «Семейный раздел». 1876 год.
Бердышки, холст, но нету половиков из тряпок.

-6

Это бёрдышки для ткацкого станка.

auction.ru
auction.ru

Их ставили в набилки для ткацкого станка.

Алексей Безобразов
Алексей Безобразов

Основная мысль картины нам понятна — два брата делят общее хозяйство (по всей видимости, после смерти отца); понятна и психологическая сторона — младшая семейная пара на картине состоит из скромной, застенчивой жены и решительного мужа, а старшая, напротив, из жесткой, скандальной жены и робкого мужа.

Перед нами простой случай — достаточно очевидно, что двор делится между двумя братьями поровну (русские не склонны давать преимущество старшему брату). А вот если бы один брат пожелал уйти в город и переписаться в мещане (то есть сам двор не делился бы на два двора), то он не имел бы безусловного права требования своей половины имущества. Еще большей проблемой был бы раздел двора между отцом и сыном (здесь для русских не очевидно, что надо делиться поровну). Да и в нашем простом случае есть о чем поспорить — если мы представим, что у одного брата один ребенок, а у другого пять, справедливо ли делить двор пополам?

Из–за чего именно происходит спор на картине? Это мы понимаем хорошо. Стороны спорят о том, что является имуществом двора, а что составляет частную собственность женщин. Многочисленные наблюдатели сообщают нам о том, что крестьяне, в случае небольших посадок, передавали все работы с льном и коноплей бабам, но за это произведенные льняная ткань и пенька составляли личную собственность последних, и если эти товары удавалось продать, то бабы могли распоряжаться деньгами по своему усмотрению. То же относилось и к разного рода мелким поделкам на продажу (типа вышивания), которыми женщины занимались в свободное время. Разумеется, всякому лицу индивидуально также принадлежали и полученные им подарки.

Этот набор совпадает с теми предметами, из–за которых рассорились женщины. Вещи покупные — парадный конский убор, выделанные шкуры, фаянсовую посуду, персонажи картины без спора свалили в общую кучу. А вот когда дело дошло до кудели и отбеленного холста (собственные изделия женщин) и набивной ситцевой ткани (подарки женщинам), началась свара.
Источник

Василий Максимов, "Лихая свекровь", 1893 год.

-9

-- Красотища. Дети чаевничают, невестка ткет полотно, вокруг иконы, самовар на столе, а в центре не унимается свекровь, все ей не так и не эдак. Невестка пригнула шею, слушает, в глазах испуг. Ну просто целый рассказ о семейной жизни.

-- А дочка свекрови за столом как рада, что невестку мать ругает. Прямо упивается! Сама такая же будет.