Найти тему
CULTFEB

«Человеческая многоножка»- смысл трилогии

Начнём с ВАЖНОГО ДИСКЛЕЙМЕРА- автор осуждает нацизм, жестокость, эксперименты над людьми и любой другой вид насилия, описанный в статье. Данная статья- лишь анализ серии хоррор фильмов и попытка найти в них вложенный автором смысл.

ВВЕДЕНИЕ В ТРАНСГРЕССИЮ

Начать данную статью хочется с краткого объяснения, что такое трансгрессия. Если быть кратким, то это переход за рамки, переход непроходимой границы. Когда говорят о трансгрессии, часто вспоминают Гарри Поттера, и это достаточно хороший пример для объяснения данного философского термина. Гарри Поттер переходит непроходимую границу пространства и оказывается в другом месте, с помощью магии он оказывается там, где изначально не должен быть. В искусстве термин трансгрессия обозначает переход за рамки дозволенного и обыденного.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары смерти часть 1»
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары смерти часть 1»

Допустим, возьмём уже упомянутый в 4 части статьи о «J-Horror» фильм «Кинопроба». Изначально- фильм является мелодрамой, но в один момент превращается в бодди хоррор, пугающий своей жестокостью и ненормальностью. Героиня переходит ту самую непроходимую границу нормальности, из девушки, которая может стать жертвой мужчины она превращается в убийцу, смакующую жестокость, которую создаёт. В данном случае трансгрессия раскрывает тему «жертвенности» женщины, показывает другую сторону, показывает месть мужскому полу.

Кадр из фильма «Киеопроба»
Кадр из фильма «Киеопроба»

В кино есть случаи, когда трансгрессия не играет на тему и идею фильма, а просто является трансгрессией ради трансгрессии, например многие фильмы из французской трансгрессивной волны. Серия кинокартин, которую мы сейчас будем разбирать многие не знающие люди могут отнести к второй категории фильмов, но это не так, и сейчас мы разберёмся почему.

«Человеческая многоножка» часть 1

Постер фильма «Человеческая многоножка» часть 1
Постер фильма «Человеческая многоножка» часть 1

Первый фильм уже культовой в узких кругах трилогии о человеческой многоножки- это история об экспериментах над людьми, а именно, об экспериментах над людьми в нацисткой Германии. Хоть действие фильма не происходит в этот страшный исторический период, но оно отсылаются к его личностям и событиям. Так главный  герой/антагонист картины является отсылкой на Йозефа Менгеле, врача, который всю свою врачебную карьеру построил на страшных и бесчеловечных экспериментах над людьми. Антагонист фильма имеет такой-же интерес к отсоединения сиамских близнецов и их созданию как и его прототип. Как можно понять, что герой является отсылкой на Менгеле? Все просто- его имя. Героя зовут точно также как и садисткого врача, целью которого- было создание нового существа. Этим же и занят антагонист картины.

Главный герой/антагонист
Главный герой/антагонист

Йозеф Менгеле
Йозеф Менгеле

Весь фильм-это история о создании нового существа, нового вида. Но для чего? Также как и реальные эксперименты в нацисткой Германии, данный эксперимент не имеет никакого смысла. Фильм-критика нацисткой Германии и ее экспериментов. Трансгрессия в нем не просто раскрывает необходимую тему, но и критикует ее, самым омерзительным методом. Когда мы видим ужасы, они осознаются лучше, чем когда нам о них просто рассказывают. 

«Человеческая многоножка» часть 2

Постер фильма «Человеческая многоножка» часть 2
Постер фильма «Человеческая многоножка» часть 2

Вторая же часть полностью отличается от первой, действие первого фильма в ней-это фильм. Да, фильм начинается с приема метадраматургии. Я не буду пересказывать все события, не все смогут даже послушать их пересказ, что уж говорить о просмотре самого фильма, мы остановимся на главных его моментах. Главный герой фильма- отсталый в развитии, низкого роста маленький человек по имени Мартин. В раннем возрасте до главного героя домогался отец, после чего Мартина проследует детский плач и голос отца. Отец его сидит в тюрьме, как мы узнаем в одной из сцен, из-за главного героя(было ли домогательство точно сказать нельзя, так как герой мог сам все выдумать).

Главный герой- Мартин
Главный герой- Мартин

Мама Мартина ненавидит его за это, все вокруг не понимают героя, он типичный маленький человек. Никому не нужный, ничего не умеющий, желающий отомстить всем обидчикам и возвысится над миром. В начале фильма Мартин смотрит первую часть «Человеческой многоножки» и горит идеей воссоздать ту самую многоножку. Ближе к концу фильма, герой мстит своей матери и отчима и из подручных средств создаёт большую многоножку. Если в первом фильме врач делал все аккуратно, то Мартин воссоздаёт ее небрежно, из подручных средств (имеется ввиду оборудование, которым он проводит операцию). Человеческая многоножка готова, но сделать все сразу у героя не получается. Одна из его жертв- беременная женщина не помещается в многоножку, тем самым, планы Мартина частично рушатся. Мартин думает, что беременная женщина мертва, но это не так, она ещё сыграет свою роль в истории. Воссоздав многоножку герой доволен своим творением, он наблюдает за всем, чувствует себя королем. Он командует ей, ходит вокруг неё, восторгается созданным им существом, наказывает ее, если та не слушается. Но в один момент его планы меняются, женщина начинает рожать, после чего убегает вместе с ребёнком.  Герой остаётся один на один с многоножкой, но и многоножка идёт против Мартина и начинает рушиться.

Кадр из фильма «Человеческая многоножка» часть 2
Кадр из фильма «Человеческая многоножка» часть 2

Его творение перестаёт подчиняться хозяину и расходится в разные стороны. Герой видя это, начинает убивать всех людей в своей конструкции и в финале остаётся один на один с самим собой. Прочитав краткое описание фильма у вас появятся вопросы, о чем он? На ваш вопрос я с лёгкостью отвечу-в нем есть несколько смыслов. 

Первый находится на поверхности- герой и зритель одно и тоже, поклонники первого фильма, неуравновешенные неудачники-психопаты, как и сам Мартин. Режиссёр стебет своих поклонников показывая им то, что они те, кем их описывают другие люди. Как я написал в самом начале, для  многих «Человеческая многоножка»- жестокий фильм не имеющий смысла (На Кинопоиске у фильма рейтинг 4.0), для таких людей фанаты фильма -те кем их показывает Том Сикс, режиссёр картины. 

Второй же находится там же где и смысл первой части, в аллюзиях на нацизм и диктатуру. Главный герой- маленький человек, живущий идеей воссоздать проекты великого по его мнению учёного, создать существо, которое будет ему подчиняться. Героя не принимает общество, он везде лишний, он не нужен никому, он лишнее звено в системе. Можно ли ему стать выше и лучше? Он считает что да, и ключ к его успеху кроется в создании новой, улучшенной версии многоножки. Если он создаст ее, то он станет кем-то выше, люди начнут его уважать, люди его поймут и полюбят (так думает главный герой).

Кадр из фильма «Человеческая многоножка» часть 2
Кадр из фильма «Человеческая многоножка» часть 2

Воссоздав многоножку он ходит вокруг и  наблюдает за своим творением. Он управляет существом, то делает то что сказано, а если не делает, то ее заставляют. Он чувствует себя королём, человеком, создавшим шедевр. Давайте разберем его внутренний конфликт- В фильме присутствует сцена изнасилования Мартином этой многоножки, изначально она покажется неуместной, но нельзя забывать, что Мартин испытывает сильные психологические проблемы связанные с домогательством со стороны его отца. Герой долго не мог дать отпор этой проблеме, но теперь, он выше, теперь он сможет дать отпор, воцарить над людьми, не понимающим его. В данном случае изнасилование- компенсация детской травмы. После данной сцены все начинает рушится, герой якобы закрыл свой генштальт, но на самом деле ничего не изменилось. После этого момента все начинает рушиться, вся система построенная Мартином даёт сбой. Беременная женщина убегает с ребёнком (возможно это аллюзия на побег с наследником), многоножка рушится и герою приходится убивать каждого человеком по отдельности. Он убивает всех людей в комнате, устраивает настоящую чистку, и снова остаётся ни с чем. Остаётся таким же никчемным маленьким человеком каким был.

Кадр из фильма «Человеческая многоножка» часть 2
Кадр из фильма «Человеческая многоножка» часть 2

Концовка фильма зацикливает его и показывает круговорот насилия, и возможно намекает на то, что все это лишь фантазия Мартина. Даже в голове героя идея рушится и не даёт ему стать тем, кем он хочет.  В фильме присутствует ещё одна сцена с многоножкой (не человеческой), я не буду ее описывать, но скажу, что ее смысл в том, что героя пытаются убить его же идеей. В конце фильма, в момент титров, мы слышим детский плач, значит конфликт героя все ещё актуален, не одни убийства не компенсируют детскую травму, он всегда будет тем страдающим ребёнком, который хочет быть кем-то, но навсегда останется никем. «Человеческая многоножка» 2 - фильм о становлении тирана, вдохновившегося преступлениями одного человека. Это трансгрессивная драма, пытающаяся рассказать зрителям о природе насилия, его круговороте и том, что ни каким преступлением невозможно компенсировать травму, что дала жизнь. 

«Человеческая многоножка» часть 3

Постер фильма «Человеческая многоножка» часть 3
Постер фильма «Человеческая многоножка» часть 3

По моему мнению, третья часть самая слабая и не интересная. Она стала масштабнее, но вместе с этим, стала безыскуснее. В фильме использован все тот же приём, что и во второй части, метадраматургия. Первые две части фильма являются фильмов в третьей части. Это никак не раскрывает его идею, а просто является завязкой картины. Сюжет прост- хотят снять третью часть фильма и просят главного надзирателя снять все в его тюрьме. Надзиратель в этот раз прямая аллюзия на диктатора, но говоря об аллюзии я погорячился. Герой сам сравнивает себя с диктаторами и делает это напрямую, в лоб зрителю, чтобы каждый человек понял идею.

Главный герой (справа)- его играет актёр, который играл врача в первом фильме. Помощник (слева)- его играет актёр, играющий Мартина во втором фильме.
Главный герой (справа)- его играет актёр, который играл врача в первом фильме. Помощник (слева)- его играет актёр, играющий Мартина во втором фильме.

В течении всего фильма создаётся масштабная многоножка, которая рушится и все люди, что были в ее составе устраивают бунт (очевидная аллюзия на революцию) и наказывают героя и всех его помощников за все те жестокости, что он себе позволял. Идея фильма понятна сразу- бумеранг всегда возвращается. Третья часть не стала каким-либо откровением, как на самом деле и первая часть.

Кадр из фильма «Человеческая многоножка» часть 3
Кадр из фильма «Человеческая многоножка» часть 3

Вся эта статься была задумана для того, чтобы показать всю искусность второй части, у которой самый худший рейтинг на Кинопоиске (3.4), и также показать, что иногда вещи не те кем они кажутся. С помощью трансгрессии в этой серии фильмов поднимаются важные проблемы из прошлого, ужасы о которых люди должны помнить, и ни в коем случае не допустить их повторения. Надеюсь вам было интересно читать данную статью и вы узнали, что-нибудь новое. До скорой встречи)

Кадр из фильма «Человеческая многоножка» часть 3
Кадр из фильма «Человеческая многоножка» часть 3