В суете повседневной жизни мы сталкиваемся с ограниченным временем, которое не позволяет полностью погрузиться в мир произведений и выразить свои мысли в сочинении.
Сегодня я хотел бы предложить вам свой анализ двух эпизодов из литературного произведения – пьесы "Бесприданница", созданной Александром Островским.
Выбранные мною части романа – монологи – не только важные моменты в развитии сюжета, но и философское погружение в внутренний мир главной героини. Во время этого монолога она раскрывает свои самые сокровенные мысли, сомнения и эмоции, позволяя нам лучше понять истинное состояние своей души.
Мой анализ двух эпизодов монолога из "Бесприданницы" поможет нам вникнуть в глубину произведения и раскрыть его тайны, а также написать сочинение и анализ школьникам.
Анализ монолога из девятого явления
В девятом явлении романа "Бесприданница" мы встречаем Ларису Огудалову, одинокую и отчужденную от окружающего мира. В этом эпизоде она ведет спор сама с собой, сталкиваясь с самыми глубокими и мрачными мыслями. Она откровенно признается в том, что давно размышляла о возможности спуститься вниз сквозь решетки жестокой действительности. Она задается вопросом о том, какую смерть принесет ей такой шаг – "верную смерть".
Лариса вынуждена бороться с этими мрачными мыслями, пытаясь отогнать их. Однако, в тот же самый момент она размышляет о том, что быть безотчетной и бесчувственной может быть для нее более благоприятным. В ее сознании активно борются мысли о том, что ей предлагают обеспеченность, но за счет ее же понижения до уровня просто вещи. Лариса признается, что единственной причиной, по которой она пока не принимает такое решение, является ее нерешительность. В ее мире больше нет никаких привлекательных ценностей.
Она испытывает страх и желание, чтобы кто-то другой убил ее: "кабы теперь меня бил кто-нибудь", или чтобы она заболела и умерла: "или захворать и умереть". Эти мысли свидетельствуют об ее отчаянии и желании избежать боли, страдания и унижения, с которыми она сталкивается.
Таким образом, монолог Ларисы Огудаловой в "Бесприданнице" погружает нас во внутренний мир героини, раскрывая ее чувства безысходности и отчаяния. Возникает ощущение, что она находится на грани между желанием уйти из этого беспросветного мира и надеждой на то, что он принесет благополучие или спасение. Этот эпизод заставляет нас задуматься о сложности человеческой психологии, о том, насколько сильны могут быть внутренние терзания и как они могут влиять на наше существование.
В глубинах своей души Лариса Огудалова томится от страданий и унижений, и безжалостный мир, где жажду власти и богатства неизбежно подчиняют все и каждого, не представляется ей подходящим местом для ее романтической натуры. Но истинным желанием Ларисы является не просто уйти от суровой действительности, а прекратить свои муки и найти покой, чтобы успокоиться, примириться со всеми, прощая каждого и отпуститься навстречу бессмертию – "успокоиться, со всеми примириться, всем простить и умереть".
Она – девушка, чья нежность и хрупкость противоречат жестокости окружающего мира, где царят деньги и корысть. Лариса не в состоянии подчиниться страшному давлению, которое ее окружающие навязывают ей. Она искала искреннюю, настоящую любовь, но вместо этого оказалась в ловушке ситуации, где перед ней стоит либо стать объектом похищенной красоты, лишенным души, либо выбрать смерть.
Сердце Ларисы наполнили острые переживания – боль от предательства Паратова, отвращение к окружающему миру, и, конечно же, полное осознание, что ее судьбой интересуются лишь как временным развлечением, не заботясь о ее глубокой душе. Этот мир, безжалостный к ее искренности, усиливает желание Ларисы уйти, вырваться из его объятий и избавиться от мук, которыми он ее окутал.
Описывая свои муки и желание умереть, Лариса выражает потрясающую абсурдность ситуации, в которой она оказалась, и борется с внутренним конфликтом между верой в искреннюю любовь и готовностью исчезнуть, чтобы быть свободной от жестокости этого мира. Ее страстное желание покоя и прекращения страданий делает монолог еще более глубоким и потрясающим, отражая ее мучительное внутреннее состояние и давая читателю понять неразрешимость ее конфликта.
Таким образом, монолог Ларисы Огудаловой в "Бесприданнице" раскрывает не только страдания и унижения, но и ее романтическую сущность, борьбу с окружающей жестокостью и желание найти истинное счастье. Это мгновение в произведении Достоевского поражает нас своей глубиной и чувственностью, заставляя задуматься о наших собственных душевных терзаниях.
Анализ одиннадцатого явления
Лариса, в своем монологе, раскрывает трагическую суть своей жизни, начиная с того, что она была лишена возможности найти истинную любовь. Ее мать играет негативную роль в этом процессе, так как она стремится обеспечить своей дочери богатого мужа, чтобы исправить ухудшившееся состояние семьи. Окружающий мир Ларисы, представленный домом Огудаловых, обернулся для нее настоящим салоном, где постоянно проводятся приемы, на которых она показывается мужчинам, как товар. Вожеватов и Кнуров, казалось бы, ставят на кон Ларису, словно она всего лишь какая-то простая вещь. Они спорят о том, кому она достанется, точно так же, как люди спорят о нечто обыденных предметах. Ларисе же напрямую предлагают "быть вещью", но она не может принять такое предложение, ибо она искренне и честно желает только счастья и взаимной любви: "на меня смотрели и смотрят, как на забаву". Она признает, что, под воздействием эмоций, сейчас может решиться искать золото вместо любви, так как рассталась с надеждой найти именно то, что искала.
Однако, зная характер и внутренний мир Ларисы, мы осознаем, что она не способна прожить с осознанием того, что она просто объект, а не целостная личность, не воспринимаемая в полной мере. Лариса стремится быть признанной и принятой, как настоящий человек, с собственными мыслями и чувствами. У нее горит желание быть услышанной и замеченной.
И на этой почве возникает дополнительное предположение: Лариса, быть может, пыталась провоцировать Карандышева, чтобы он сделал то, чего она не смогла бы сама – чтобы он навсегда прекратил ее страдания. Она играет с мыслью о том, что выстрел из его оружия может стать для нее последним актом освобождения от унижений и боли. Заключенная в своем внутреннем терзании, Лариса возможно искала путь к спасению через экстремальные обстоятельства, оставляющие ей единственный выход.
В заключение, монолог Ларисы Огудаловой в "Бесприданнице" открывает перед нами не только алчность и бездушие окружающего мира, но и воспоминания о счастливом прошлом, искреннем стремлении к любви и принятию. Подобно ниточке, Лариса переплетается между желанием уйти от боли и стремлением найти место, где она будет цениться в качестве настоящего человека. Ее внутренний конфликт, скрытый между строками, заставляет нас задуматься о глубине человеческого самоощущения и выносливости перед невыносимыми испытаниями.
Проницательная душа Ларисы, несмотря на свою слабость и хрупкость, не находится в равновесии со своим окружением, что приводит к ее потрясающей смертельной концовке. Хотя автор не даёт окончательного ответа о преднамеренности Ларисы спровоцировать Карандышева, ее судьба символизирует несовместимость ее идеалов с жестокой реальностью, вытекающей из отчуждения и безразличия. Этот момент глубоко эмоциональный и вызывающий сострадание, который заставляет нас задуматься о ценности каждой жизни и о важности взаимопонимания в обществе.