Найти тему
Записки репетитора

Всегда ли важны правила учебного заведения

Эта история произошла много лет назад с моим учеником. Очень способный юноша, победитель олимпиад по физике и математике регионального уровня, медалист. На данный момент он уже окончил СПбГУ по какой-то технической специальности. Учился на бюджете, конечно.

***

А дело было так. Мальчик учился в 9 классе. И у них именно в 9 классе была система неких элективов: дополнительных занятий, которые надо было посещать обязательно. В смысле, там 2 обязательных для всех было (кажется, русский и математика) и два по выбору. То есть 4 штуки. И сдать по каждому зачет.

Причем проводились эти элективы не в течение всего учебного года один предмет, а как бы курсами. Допустим, октябрь – декабрь – электив по физике. Сентябрь-ноябрь – по истокам журналистики (да-да, такой тоже был, и даже что-то по этике семейной жизни было). Судя по всему, на каждый электив было отведено определенное количество часов, которые учителям оплачивались. Ну вот, надо было это количество выдать. Поэтому смысл тянуть какие-нибудь 10-15 часов на весь учебный год, проще сделать компактнее.

Нет, мальчик мой не возражал и не спорил. Он честно выбрал какие-то элективы. Физику, кажется, и еще что-то.

Но, напомню, мальчик – олимпиадник, да еще по двум предметам. Поэтому так получилось, что он часто уезжал на сборы. Иногда даже перерывов не было: неделю физика, выходные дома, потом еще неделю – математика. Тогда какая-то очно-заочно олимпиадная школа действовала, надо было на эти недельные сборы ездить три раза в год. Это на один предмет. А у него два. Умножьте сами.

Нет, с уроками у него проблем не было, он получил красный аттестат. То есть где-то у него уже знания были выше школьных, где-то он сам догонял, досдавал и так далее.

А проблема возникла вот где. Администрация школы приняла очень важное ПРАВИЛО. И внесла его в устав. Суть ПРАВИЛА: если у тебя нет посещений и зачетов хоть по одному элективу – в 10 класс в нашу школу не берем. Не положено ибо.

Думаю, вы поняли. Мальчик на один или два курса из этих элективов не попал вообще. То есть он вроде выбирал то время, когда нет сборов. Но заболела учительница, не смогла другая учительница, что-то перенесли – и расписание поменялось. И опять поменялось. И еще раз поменялось.

В общем, у мальчика есть красный аттестат, 4 сданных на «пятерки» ОГЭ и победы на муниципальных и региональных этапах.

Но нет двух элективов и двух зачетов!

Поэтому его на основании ПРАВИЛА, зафиксированного в локальном акте школы, не берут в 10 класс. Ни в какой из. Ни в физмат, ни в общий.

Уставу данного клана не соответствует! ))))))
Уставу данного клана не соответствует! ))))))

Мало ли, какие у него там олимпиады и медали. Электива-то по этике семейной жизни неееет. )))) Какой тебе еще 10 класс тогда?

Если что, уточню – это я в вольной форме передала слова ряда учителей, классного руководителя и завуча, к которым мальчик обращался. Ибо он подходил по этому вопросу. Спрашивал, нельзя ли как-то работу сделать для зачета или еще что-то. Но ему сказали, что есть ПРАВИЛО. И ни для кого исключений делать не будут.

-3

Когда мальчик мне об этом рассказал, я неприлично заржала. И говорю:

- Вы определитесь, вам что важнее: ваша школа, ее учителя, коллектив в классе или 10 класс в принципе? Ваша школа самая мощная в городе в плане подготовки по физике и математике? Короче, вам есть, что терять, раз это такой принципиальный вопрос? Потому что я уверена: если вы с родителями придете к директору, обрисуете ситуацию и попросите, вас, конечно, возьмут. Не такой вы кадр, чтобы вами разбрасываться. Тем более, у вас шанс хотя бы участником Всеросса быть на следующий год, а это для нашего города мощно. Но, вероятно, руководству школы надо, чтобы вы именно попросили. Причем несколько раз. Или, возможно, наоборот, припугнули. Обращением в инстанции. В общем, вам какие-то телодвижения в любом случае надо сделать.

Мальчик мне:

- Так я ж подходил? И к учителям, которые элективы ведут. И к классной. И к завучу. Я спрашивал, как я могу эти зачеты сдать.

Я говорю:

- Видимо, по мнению руководства школы, мало подходили. Или недостаточно жалобно просили. ))))

Мальчик подумал. Школа вроде обычная, не сильно он к ней привязан. Друзья в классе есть, но они живут рядом, им никто не мешает общаться вне школы. Кроме того, у него еще куча друзей по олимпиадам из других школ. В плане подготовки намного сильнее ближайший физмат лицей. Кстати, и друзей у него там много. И расположен он всего на одну остановку дальше от его школы. И его в этот лицей с руками-ногами возьмут, это однозначно.

Я ему опять говорю:

- Так подумайте сами. Вам, человеку, за которого любая школа ухватится, потому что вы ей кучу плюшек принесете, надо ходить и просить, чтобы вас оставили в этой? И чтобы потом давали понять, что вы учитесь в ней только потому, что вам пошли навстречу? Хотя по факту они сами такую ситуацию создали. Тем более, вы же не просили просто так все зачесть, вы просили задание. То есть вы готовы были работать. И вам надо из-за этой этики несчастной подрываться с родителями и упрашивать кого-то? То есть условный троечник, но зато с зачетом по этике с легкостью в 10 класс проходит, а вы, со всеми своими регалиями – нет? И школе будет приятнее и легче учить этого троечника?

Мальчик очень серьезно воспринял мои слова и явно донес их до родителей. Потому что на следующей год он пришел ко мне уже учеником лицея. И рассказал, что ему почему-то очень не хотели отдавать документы. И всячески затягивали процесс: то этого на месте нет, то того. И очень уговаривали остаться в школе. И даже не упоминали о злосчастном элективе. И документы отдали только, когда родители пригрозили обратиться в прокуратуру. И при этом очень обиделись, что «вы не захотели решить вопрос по-хорошему».

Теперь мораль с моей стороны. А она очень простая. Не хотите терять хороших учеников – не выдумывайте тупых правил. Или, по крайней мере, соображайте, где можно сделать исключение. Только быстро соображайте, а то ведь хорошие ученики сейчас на дороге не валяются. И не заставляйте людей унижаться и просить, ведь на вас свет клином не сошелся. Наслаждение административным восторгом, тоже, знаете ли, не всегда хорошо заканчивается.

Потому что во главе угла часто должно быть не абстрактное ПРАВИЛО, а все же человек.

Вы согласны?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

P.S.: А буквально на следующий год эти очччень важные элективы в школе отменили. И ПРАВИЛО вместе с ними. ))))

О похожем случае:

Как мою ученицу довели до слез, когда она в 10 класс поступала

P.P.S.: Я вот вообще не понимаю этих игрищ со стороны школ с детьми. Цель-то какая? Власть свою показать? До слез довести? Или что?

Кстати, не исключено, что именно поэтому сейчас так популярны частные школы. Впрочем, об этом завтра.

Вот о чем я писала 4 августа в прошлом году:

Как нас американец учил работе с сослагательным наклонением

Линейки в новой школе дочери

Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.