Кто работает с расстройствами личности знает, что психическую организацию этого уровня в мышлении характеризует жесткая дихотомия или "черно- белое мышление" (мышление в стиле "всё или ничего", "или - или").
Теперь ближе к жизни, к человеческому смыслу и истории формирования у ребенка этой особенности.
- Мам, меня сегодня обидели в школе.
- Но ты, наверное, сам напросился.
.....................
- Мам, я хочу погулять с друзьями.
- Но ты еще не сделал все уроки.
....................
- Можно я на день Рождения приглашу своего друга?
- Можно, но он из плохой семьи. Он мне не нравятся.
.....................
- Почему ты ничего не делаешь?
- Но я уже помыл посуду.
- Но ты еще не прибрался в своей комнате и у тебя опять пошли тройки, некогда валяться.
.........................
- Мне нравится тот мальчик (эта девочка).
- Но она (он) такая некрасивая, она (он) недостойна тебя (некрасивый/ глупый/ бедный, пр. поэтому недостойный).
.............................
Когда малыш растет в условиях жестких требований, и качается на качелях "соответствуешь - любим/ не соответствуешь - проваливай (заменить другим подходящим из опыта словом или действием или даже бездействием в виде игнорирования)", хочешь- не хочешь, это усвоится и как модель поведения. Итак, сначала ценности "это хорошо, а это- неприемлемо", затем реакция на детское поведение: на хорошо- поощрение, а в особо жестких случаях просто отсутствие наказания (остальное ребенок быстро додумает сам)/ на плохо- наказание от самого страшного для ребенка игнорирования до порки и пр. видов семейного насилия.
Проблема еще в чем, что четких критериев для поощрения либо нет, либо они невероятно завышены. Потому что родитель в этом контексте сам дихотомичен и его буфер принятия неопределенности и полутонов очень-очень ограничен. Отсюда очень быстрая реакция несовладания с внутренним напряжением в виде агрессии: в отношении самого близкого, беззащитного, доступного существа- собственного ребенка либо в виде аутоагрессии: причинения вреда себе всяческими способами от самобичевания до членовредительства, употребления психоактивных веществ, попыток суицида.
А так как ребенок по большей части находится в слиянии с родительской фигурой, аутоагрессию взрослого он переживает как наказание себя, собственную боль ("заборчика" между своей личностью и личностью мамы/ папы нет, происходит контаминация- заражение психического состояния).
Что усвоится в итоге? Модель поведения и мышления "или то, или другое". Что, конечно же, значительно усложняет адаптацию к живой настоящей реальности, в которой огромное множество полутонов, слоев, смыслов, не вписывающихся в шаблон "или/ или".
Отступление: однажды в жизнь профессионального психолога приходит понимание, что речь формирует жизнь человека. Кто-то это понимает еще на курсе психолингвистики в университете, кто-то в другой момент. Вот и я на 2м курсе поняла, что главное в психологии- это речь (привет учителю русского языка). О том, к чему приводит злоупотребление частицы русского языка "но" и "или" ниже.
Потом ребенок как-то живет, социализируется, ходит в детский сад и школу и встречается, все же, с многообразием реального Мира. И он приносит домой что-то новое, увиденное, какое-то открытие к родителям, может даже просьбу. Это новое требует ассимиляцию в речевую модель через слово "и". Типа, "и мальчики, и девочки", "и взрослые, и дети, и пожилые", "и вкусно, и полезно", "и ребенок, и мама, и папа".
Кстати, о дуальности системы отношений в жизни ребенка. В книге многоуважаемой мной Катрин Дольто (дочери Франсуазы Дольто) "На путях рождения. О гаптономии" хорошо освещается значимости наличия третей фигуры в формировании и жизни младенца (с зачатия!). Диадная связь мать-ребенок очень жесткая, симбиотическая, которая препятствует формированию способности приспосабливаться к миру, быть пластичным, быть активным участником собственной жизнедеятельности. Триада: ребенок, мать и отец создает пространство свободы для формирующейся личности, даже если еще не сформирована речь. Сама модель семьи формирует пространство свободы выбора "и я, и мама, и папа".
* Кризис-менеджеры отмечают необходимость наличия минимум 3х вариантов для эффективного решения проблемы.
В общем, на практике родители рубят на корню всякое "инакомыслие" ребенка, вводя жесткое и безвыходное "НО". Формируя в последствии эмоции типа стыда, страха, вины, безысходности и даже отчаяния.
Психика такого ребенка не растет, не расширяется, она формируется неспособной вместить "и это, и то, и другое". Психический объем очень ограничен и вмещая одно, напрочь вышибается другое.
К примеру, когда нам что-то не нравится в поведении любимого человека, может возникать злость. У человека, допустим, невротического уровня психики вмещается в 1 момент и любовь, и тепло, и уважение, и раздражение, и неудовлетворенность. И он действует исходя из злости в направлении изменения ситуации (рассказывает что ему не понравилось, выражает эмоции и чувства, высказывает просьбу), и делает это с любовью, дорожа отношениями с любимым человеком. На уровне расстройства личности злость тотально вышибает остальные чувства, даже если 5 минут назад они там были (трепет, уважение, тепло и т.д.). и затопляет весь психический объем. Потому что по привычке появление нового должно обесценить и уничтожить старое. "Но" вмещает только что-то одно.
1 пример:
- Что случилось? Почему ты так резко разозлилась?
- Ты не согласен с моим мнением, значит ты меня не любишь!
- Но я люблю тебя.
- Если ты меня любишь, ты должен во всем со мной соглашаться!
(И любовь, и право на другое мнение не вместились в 1 психический сосуд).
..............................
2 пример:
- У тебя плохое настроение? Что случилось?
- На работе все от меня вечно что-то хотят! Еще ты тут недовольна, задаешь лишние вопросы!
- Но ведь я люблю тебя, я о тебе волнуюсь.
- Нет, ты только вечно ко не придираешься!
(Переполненный психический сосуд злости от ситуации на работе не дает вместить любовь к жене дома.)
..............................
3 пример:
- Что случилось? Почему ты так расстроена?
- Я очень боюсь сказать кое-что человеку. Мне кажется эта просьба абсолютно глупой.
(Человек отказывается от дествий вообще, т.к. считает их глупыми).
Если таким людям предложить провести эксперимент, хотя бы на 1 день заменять слово "но" и "или" на "и", уверена, эмоциональный фон будет меняться в более ровный и благоприятный, а, соответственно, и подключаться лобные корковые структуры мозга. И человек сможет предпринимать более обдуманные решения.
Варианты изменений в речи:
1 пример:
- Что случилось? Почему ты так резко разозлилась?
- Ты не согласен с моим мнением, значит ты меня не любишь! Я очень расстраиваюсь, когда ты со мной не соглашаешься. Мне бывает очень тяжело это переносить. Я постараюсь помнить, что ты можешь и любить меня, и иметь другое мнение по какому-то поводу.
..............................
2 пример:
- У тебя плохое настроение? Что случилось?
- На работе все от меня вечно что-то хотят! Еще ты тут недовольна, задаешь лишние вопросы! Да, на работе трудности. Мне нужно немного времени, чтобы прийти в себя, и потом я буду готов поговорить с тобой, дорогая.
..............................
3 пример:
- Что случилось? Почему ты так расстроена?
- Я очень боюсь сказать кое-что человеку. Мне кажется эта просьба абсолютно глупой. Но я постараюсь, вместе с этой неуверенностью попросить его помочь мне. Возможно, он не откажет.
Вы сами можете увидеть в примерах, как накал страстей моментально стихает и приходит свобода выбора, реакций, действий, чувств.
Обобщая опыт работы с клиентами с расстройствами личности, чаще всего открытие 3-го, 5-го,10-го варианта выбора сопровождается большим удивлением и вопросом: "Так можно было?)" Можно, друзья. Ведь условия "или - или" это часто манипулятивные условия, которые тоже вполне реально обходить.
Для записи на психологическую консультацию пишите в личные сообщения или по телефону +79120122752 в любой мессенджер (Viber, WhatsApp, Телеграм) или через страничку Вконтакте https://vk.com/lena_psy
Очно в Ижевске, онлайн из любой точки.
Автор: Елена Хохрякова
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru