Ниязу скоро год. Еще не ходит. Очень капризный, неспокойный малый. Нурия с ним уставала сильно. За ним глаз да глаз нужен. На отца надежд никаких, все также пил. Старшие сестры приезжали редко. Нафиса, хотя часто бывала у свекрови своей, но к родителям не приходила, да и они сами не стремились с ней общаться. Вышла замуж, главное живет с мужем, не пьянствует, не шастает, где попало. И с теми сватами не было никаких отношений. В гости не звали и сами не ходили. Детей Нафисы видели где то мельком, то на улице, то в магазине. Скорее всего, эти дети, даже не знали о существовании еще одних дедушки и бабушки.
Осень пришла золотая,теплая, сухая. Дождей до половины октября не было. Деревья долго не сбрасывали свои красивые желтые, красные листья.
Нурия любовалась рябиной, такой нарядной, гроздья ярко- оранжевого цвета, ягоды крупные, сочные, сладкие. Она росла рядом с домом. И каждый день бабушка заставляла нанизывать эти ягоды в иголку с ниткой, получались красивые бусы. Их так сушили, чтобы зимой заваривать с чаем, с травами разными.
В тот день, Нурия уложила Нияза спать на дневной сон, и села под рябиной перебирать ягоды, часть сушили на подносе, часть на нитках. Увлеклась. Не услышала, как вернулся пьяный отец. Он был не в духе. Увидел дочь, подошел и заорал на нее.
Нурия от испуга аж спрыгнула. Сердце стучало бешено, перед глазами какая то пелена, такое чувство, что она не в теле, а над своим телом, смотрит со стороны. Отец схватил первый попавшийся предмет. Им оказались вилы. Маленькие миллисекунды, и мозг дает команду " Беги! Спасайся".
Нурия бежит, за ней разъярённый отец с вилами. И в какой то момент он метнул ими. Ее голень пронзает боль, падает. Такой крик вырывается из груди. Вилы насквозь прошли.
Соседка на крик прибежала на помощь, увидев картину, ахнула. Отец увидев ее, скрылся. Позвав детей с улицы, отправили за фельдшером. Нурия не могла шевелиться от боли, от страха. Она застыла. Ступор.
Рана оказалась не столь серьёзной. Один из зубчиков попал на вылет и не задел ни крупные сосуды, ни кость.
Бабушка очень сильно просила не выдавать отца, и с фельдшером поговорила. Деревня же, все замяли. Виноватой осталась Нурия.
- Сама виновата, раз не услышала. Всяко отец звал тебя. Поесть хотел. Человек с работы пришел! Может ты вообще спала тоже с Ниязом. Это его и взбесило, средь бела дня - спать! Уму не постижимо! Ты кто такая, что бы отца не слушаться!!!
Рана Нурии затянулась быстро, на ней вообще все заживало, как на собаке. Но след остался на всю жизнь. И страх тоже. Иногда сердце ни с того не с чего прихватывало, дышать становилось трудно и перед глазами появлялись мошки. Об этом она упорно молчала, не говорила никому, да хотя кому могла она сказать. Бабушке? Матери? Отцу?
После этого случая, отец немного притих. Не скандалил. Но нервы у всех были, как натянутая струна.
Началась зима. Пришла сразу с метелями. Снега практически не было. Мать с утра уходила на ферму и не возвращалась до обеда. Нурия собирала себя в школу и Нияза к бабушке. Оставив его, бежала на уроки. Нурия решила вырваться из этого круга. Потерпеть последний год и с восьмого класса уехать учиться в какой- нибудь техникум, училище. Лишь бы подальше от этой семьи! Получить аттестат с хорошими оценками! Надо постараться! Ее поддерживала классная руководительница. Она знала, видела, какого жить ей с такой семьей, через что проходит она, эта маленькая, но уже сильная девушка!
Но жизнь решила еще закалить характер Нурии. Перед самыми праздниками началась метель, перед Новым годом отец ушел в запой. Пил, как последний раз. Допился, "белочка" к нему пришла. Из печи вынул горящую головешку и начал "изгонять бесов" из избы. К счастью, дома, кроме него, никого не было. Нурия в школе, мать на работе, Нияз у бабушки. Дом вспыхнул. Много ли надо маленькой, сухой избушке в метель? Соседи с ужасом наблюдали, по двору бегал голый отец с головешкой, и кидался к тем, кто пытался потушить пожар. Агрессивный, с безумными глазами.... Через несколько минут его скрутили мужики, но дом уже не спасти. А спасали соседний. Огонь перекинулся на него, на баню, и мог пойти по цепочке. Всем селом тушили пожар. Соседи остались без бани, и с чуть обгоревшим домом ( хоть в нем жить можно было), а семья Нурии без дома. Соседям отдали свою баню. Отца увезли в психиатрическую больницу. Бабушка проклинала их, но жить к себе пустила. И начался новый ад для Нурии.
Бабушка днем и ночью зудила, скандалила, мстила за сына. Даже Ниязу попадало от нее. Почему то мигом прошла любовь к внуку. Бывало пару раз ночью она выгоняла из дома, в одних сорочках, на снег, семью Нурии. И приходилось идти к соседям ночевать. Каково же было это унижение терпеть!!!
Нурия слезно просила мать переехать в соседний совхоз, да и председатель ( в кой то веке) предлагал помочь им в этом. Больше колхоз им не хотел выделять дом. Наверно решили, сожгли один и хватит! Хотя и не было свободных домов...
После очередной ссоры, у Нурии случилась истерика. Нервы ее не выдержали. Мать отхлестала по щекам и сказала:
- Потерпи до лета, закончи свой 8 класс и уедешь! Учись! Вырвись из этой деревни! Добивайся сама всего, чего хочешь! Только потерпи до лета!!! Думаешь мне легко? Куда мне идти? На совхозе думаешь райская жизнь? Там еще сильнее надо батрачить!!!! Как я, одна, начну жизнь? Куда мне вас деть? Думаешь без мужика легко растить детей? На меня сейчас каждая замужняя с опаской смотрит. Кому нужна разведенка? Запомни! Разведенная женщина - не человек! О ней всегда будут сплетни распускать, грязью смешивать. Это позор! Вышла замуж - терпи! Дети то вырастят и разлетятся кто куда, а мне с ним жить, свой век доживать.
Но не смогла она уехать летом. Как бабушка узнала об их планах, закатила опять скандал.
- Ишь чего удумала!!! В город захотелось! От работы убегаешь! Учиться она собралась! А кто мне будет помогать? Кто матери поможет? С Ниязом кто будет водиться? Твоя мать из меня няньку хочет сделать? Не выйдет! Вот на лето я тебя записала в помощники в летнюю ферму, за овцами будешь бегать. и мать твоя уедет со своими коровами в летник ( йәйләү на башкирском). Она что решила детей мне оставить?. Нетушки! Ты овца с овцами, а она с Ниязом с коровами будет! Хоть летом от вас отдохну! На старости лет никакого покоя! Скоро моего сына выпишут, его выходить надо.
Нурия не смогла уехать. Аттестат от нее бабушка спрятала, да и деньги ( мало- мальские) забрала.
Каникулы не успели начаться, она вся в делах была. Стрижка овец на лето, все руками делалось, от этих ножниц такие мозоли, спина болела от тяжести. Загнали этих животных в загоны, тащишь его к столу импровизированному, поднимаешь кладёшь, завязываешь 3 ножки, и начинаешь стричь. Дети по младше держать барашке голову. Он еще брыкается. Может обкакаться, надо убирать, а то испачкается шерсть. Ножницы острые, случайно можно проткнуть кожу. В некоторых колхозах- совхозах начинали стричь с конца апреля. В те времена не у всех них были машинки для стрижки. Обычно это дело всей деревней делалось. И такое же повторялось осенью. В те года вся работа в колхозе лежала на руках простого человека. Тяжелый физический труд!
Нурия все лето пасла овец, мать с Ниязом была в летней дойной. В летнике был маленький домик, свобода и тишина. Нияз начал ходить, изучал мир. Ему было все интересно. Нурия его сейчас редко видела. Отаро овец пасли на границе с другим колхозом. Жила с пастухами и их семьями. Вставали рано, ложились поздно. Потому что поздно вечером еще они косили траву ( крапиву, бадяг, ковыль), заготавливали веники. Это веткорм называлось. На заготовках веников участвовала вся деревня тоже. Работы было много. Выхаживали ягнят, которых овцы не принимали.
Лето прошло. Все отдохнули друг от друга. Нурия вытянулась и с таким загаром вернулась домой, мать ее посвежела, Нияз тоже подрос. Бабушка светилась, как майское солнце. Еще бы! Выписали ее любимого сыночка! А сын соскучился по женской ласки. Только открыли дверь и зашли, к ним на встречу вышел отец. С идиотской улыбкой. Он только зыркнул на бабушку, та сразу взяла за руки детей и ушла во двор. Мать с отцом остались дома. Нурия все понимала, а как объяснить Ниязу? Он поднял ор. Искал мать. Бабушка и так, и сяк пыталась отвлечь его, но все тщетно. Подняла на руки и пошли в Казанлык. Это маленький летний домик с казаном, обычно летом там трапезничают. Как бы основному дому дают " отдохнуть". Вся готовка еды происходит в казанлыке ( еще газ не провели). Так и просидели там до вечера. Нияз уснул на руках Нурии. Бабушка пару раз сходила в дом, но ей дверь отец не открыл. Он там воспитывал жену. Поели.
Матери надо идти на вечернюю дойку, а она все не выходит и не выходит. Бабушка отправила Нурию на ферму.
Доярки от нее узнали о возвращении отца. И скотник Фатих тоже. Он бросил все дела и поскакал на коне в сторону деревни. Выломал дверь и вытащил избитую до полусмерти мать. Бабушка возле него истерила, отец курил и смотрел в одну точку, Нияз орал от испуга, фельдшер спасала. Пригнали молоковоз и увезли в больницу. Отца забрали. Бабушка не знала на ком сорвать злость и избила Нурию. В тот день она плакала не от боли, а от обиды, от той несправедливости. Почему у других нормальные отцы, а у нее - нет? Почему? Эх, так много вопросов и мало ответов....
Четырнадцатилетняя девушка осталась одна с Ниязом. Мать выжила, выходили. Вернулась в деревню, к Фатиху. И подала на развод.
Дети остались с ней, но жили с бабушкой. Фатих их не пустил за порог своего дома. Он самый угрюмый мужчина, холостяком был всю жизнь. Мать расписалась с ним. И зажила своей жизнью. Новый муж ее и пальцем не трогал, даже голоса не повышал, никакой тяжелой работы у нее не было. Но постепенно в ее жизни не осталось места для Нурии. Она безумно любила сына, боготворила его. Фатих со временем принял Нияза, он ведь его называл "Папа". А для Нурии она перестала быть матерью. То ли заревновала нового мужа, ведь дочь моложе, красивее и может родить, то ли посчитала, что она уже выросла и достаточно взрослая...
А у бабушки было одно имя для бывшей снохи, и по другому ее не называла. Отца Нурии опять посадили. И уже на 5 лет.
Нияз рос между двух домов. И каждый внушал ему свое. Даже страшно представить как ломалась психика ребенка...
Вот и выпускной Нурии. Ей вручили аттестат, ни единой тройки. Она старалась, зубрила. Даже ее поношенное старое платье, и галоши, которые жмут, не волновали, как оценки в аттестате. Это билет в другую жизнь!
Бабушка не хотела отпускать. Нет, она на этот раз не спрятала ее документы. Она была уверена, что Нурия не уедет. Не сможет! С Армии пришел соседский сын, Вильнур. Ох, какой он! Высокий, широкоплечий богатырь, а как красив!
Все деревенские девушки потеряли сон. А ведь его не дождалась невеста. Он ушел служить и двух месяцев не прошло, как его лучший друг стал мужем любимой! Для него это было двойное предательство! За три года службы, конечно, все прошло, но обида осталась.
Бабушка Нурии все мечтала сродниться с семьей Вильнура. Жених хорош! Видный! И семья его приличная!
Только вот семья жениха так не думала. Им не то что сродниться, а хотелось, вообще, держаться от семейки Нурии подальше. Дочь алкоголика и тюремщика - не пара!
И сейчас бабушка активно выпроваживала на вечерние танцы внучку, по своему наряжала. Для Нурии это было непривычно. Бабушка, которая всю жизнь только и ругала, оскорбляла ее, теперь вдруг стала другая - заботливая, добрая. С соседкой она заливалась, как соловей, ни единого скверного слова... Все хвалила и восхищалась матерью жениха.
Нурия видела Вильнура. Но сердце не ёкнуло с первого раза.
Зато ему она приглянулась. Тихая, скромная, забитая девушка станет отличной женой. Была у него одна яркая звезда, всю душу вынула и смеясь ушла к другому. Нет, ему больше не нужны такие красивые, легкомысленные. Бывшая за себя могла постоять, даже нельзя было лишний раз прижать и страстно поцеловать. Но все таки смог ее попробовать перед Армией, на своих проводах. Не уговорил, а взял силой. Хмель в голову ударило ему. Он не понимал, что творил. Не хотел ее оставлять нетронутой, а то достанется кому то невинной!
Он пьяный, она грустная пошли гулять вдоль реки. В его доме народ гуляет, мать с отцом вздыхают, украдко слезу смахивают, ведь у самого младшего сына проводы в Армию. Пол деревни позвали!
Вильнур обнимает свою невесту, целует в губы:
- Будешь ждать меня?
- Да, конечно!
- Отслужу и сразу свадьбу сделаю!
- Хорошо. А я пока учиться буду на учителя
- Как это? Не пойдешь работать на ферму?
- Нет! Для чего тогда я на отлично училась все 10 лет. Я всегда мечтала быть учительницей!
- Значит в город уедешь! Бросишь меня!
- Нет, Вильнур, я тебя не брошу. Пока ты в Армии я буду учиться в педучилище.
- Мне учительница не нужна, мне и доярка пойдет! Я запрещаю тебе уезжать из деревни! Пока я в Армии ты будешь тут! За тобой еще мой лучший друг присмотрит!
- Я тебе не жена, чтобы мной так командовать и я не маленький ребенок, чтобы присматривать. В няньках не нуждаюсь!
Вырвала руку и пошла в прочь.
- Ах, ты так! Сейчас я тебе покажу, как женой становятся!
Гнев, злость, ревность застилали ему глаза и отключили мозги. В два прыжка он догнал ее и завалил на землю. Всем телом навалился на нее. Силы были не равны. Задрал ее юбку, и сделал свое дело. Она рыдала, он сидел рядом с ней.
- Ну, что, теперь будешь со мной по другому разговаривать! Это... Сейчас я подумаю стоит на тебе жениться или нет... Пошли! Нас потеряли! Хватить рыдать! Теперь ты точно моя! И даже не думай с кем то связываться! Узнаю - у б ь ю! Поняла меня?
- Да...
А через месяц ее затошнило на запах молока... А когда поняла... Хотелось уйти в лучший мир, только вот его друг не дал...
Он оказался по настоящему любящим мужем. Она рассказала, он понял и позвал в замуж. Сыграли свадьбу и уехали из деревни, избежали всяких сплетен. Его семья бережет их. О них никто ничего не знает.
Нурия на вечерних танцах избегала его. Нет, не надо! Ее мечта уехать в город, получить образование! Ведь ей и Нафиса недавно так сказала:
- В городе можно и работать, дают в общежитии комнату, но это не выход! Надо обязательно получить образование! Тогда все двери открыты для тебя!
Нурию председатель на лето позвал опять пасти овец. Она опытная же.
- Не могу, я учиться хочу. Поеду поступать, экзамены сдавать...
- А разве ты замуж не собралась?
- Что? За кого?
- Мне твоя бабушка рассказала, что скоро свадьба с Вильнуром. Кстати, он на новом молоковозе будет работать. В Армии курсы водителя прошел. Жених у тебя молодец!
- Не собираюсь я замуж. Не хочу! Мне учиться надо!
- Хорошо!
Нурия правдами и неправдами все таки смогла уехать поступать. Только не в училище, а в институт. Она сильно верила в свои силы, знания! Но, увы и ах. Не прошла отбор...
И в училище подавать документы момент был упущен.
Ей не хотелось уезжать из города. Тут другая жизнь кипела.
Как только хотела устроится на работу, с деревни пришли новости.
Нафиса сама сообщила ей. Оказывается, из их района на следующий учебный год будут набирать из числа желающих получить высшее образование колхозников ( то есть прошлогодних школьников) в институт на рабочий факультет - рабфак. Есть одно условие - отработать в колхозе хотя бы год!
Нурия не могла упустить такую возможность - она обязательно поступит в институт через рабфак! Придется год потерпеть, хотя ей не привыкать, всю осознанную жизнь она терпит! А тут всего лишь год!
Продолжение следует....