Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Заключение по результатам нейропсихологического обследования ребенка 6 лет

Вашему вниманию хочу предложить заключение по результатам нейропсихологического обследования ребенка, которая проходила онлайн на платформе Zoom.

Мальчик, 6,4

правша

Цель обследования: обследование проводится по запросу логопеда с согласия родителей.

В семье трое детей (10, 6, 4), обследуемый мальчик второй ребенок. По словам мамы беременность протекала без патологий. Естественные роды. Первый год жизни протекал без особенностей. Ходить начал в 11 месяцев. В ясли пошел в год с небольшим. Детский сад посещает с 3х лет. В детском саду адаптировался легко. По рекомендациям воспитателей начали заниматься с логопедом. Мама особенности развития указать не может.

Данные наблюдения за ребенком в ситуации обследования:

Мальчик выглядит на свой возраст. Жизнерадостный, общительный. В контакт с экспериментатором вступает без затруднений, не соблюдает дистанции (к экспериментатору обращается на ты). Инструкцию понимает не всегда с первого раза. Эмоциональный фон ребенка ровный, адекватный ситуации, доброжелательный, позитивный. Общие сведения ребенку доступны частично: называет месяц своего рождения, времена года, число своего рождения и дни недели назвать затрудняется (из дней недели называет только вторник). Может называть где находится (в деревне), где родился, как зовут родителей. Ребенок демонстрирует полевое поведение (облизывает ручки, сворачивает лист в трубочку и пр.), в начале обследования обращается за помощью и поддержкой отца. Неусидчивый, не проявляет заинтересованности к результатам обследования. Поза тела почти во всех пробах расслабленная, полулежащая на столе.

Объективные данные нейропсихологического исследования

Анализ состояния функций поддержания тонуса и уровня бодрствования выявлен ярко выраженные признаки дефицита данных процессов. Работоспособность ребенка в целом не соответствует возрасту, отмечены трудности вхождение задание, отмечается истощаемость (часто подпирает голову рукой, лежит на столе). Темп работы (например, при копировании рисунков) снижен. Концентрация внимания на задании ребенку доступна частично, часто отвлекается, трудно удержать внимание, интерес к общению выражен сильнее, чем выполнение заданий. Модально-неспецифическая память без особенностей: в слухоречевой памяти снижен общем запоминания (3/6 слов), зрительно запоминает хорошо. Фоновые компоненты движений - с признаками гипотонуса при выполнении моторных проб. Отмечается наличие синкинезий (болтание ногами, крутится, высовывает язык и пр.). Крупная моторика развита достаточно хорошо. При выполнении рисуночных проб появляются малозаметное моргание глазами.

Исследование функций серийной организации, программирования и контроля выявляет заметную слабость протекания данных процессов.

Серийная организация движений и действий протекает с выраженными трудностями в моторном звене. Проба на динамический праксис выполняется после второго предъявления , с повторяющимися сбоями, пачками, с пространственно-кинестетическими ошибками (кулак ставит вертикально), с устойчивым расширением программы. Отстроенное выполнение как при заучивании. Проба на реципрокную координацию движений выполняется в замедленном темпе, с неполным сжатием кулака, со сбоями, при ускорении сбивается и происходит уподобление движений обеих рук. В тексте рассказа по серии сюжетных картинок повторы конструкций отсутствуют, предложения полные, разнообразные и достаточно развернутые.

Программирование и контроль произвольных действий протекает с умеренными трудностями. В пробе на динамический праксис программа усваивается со второго предъявления . При выполнении пробы на реакцию выбора программу усваивает с минимальными трудностями вхождения в задание, допускает 2 ошибки, одну с самокоррекцией, работает в нормальном темпе, без признаков импульсивности. В задании на порядковый счет (1-10 и 10-1) с неустойчивой скоростью, но без ошибок. В пробе вербальные ассоциации отмечается инертность (называет фрукты), с закрытыми глазами добавляет предметы, использованные в ходе диагностики. Действия назвать затрудняется, с подсказкой называет словосочетания по образцу. В пробе на аналогии выполняет в хорошем темпе и без ошибок. При анализе серии сюжетных картинок „Носки“ общий смысл рассказа определяет частично с помощью наводящих вопросов, но затрудняется определить последовательность картинок и составить связный рассказ.

Исследование функций приема, хранения и переработки информации выявляет трудности переработки слухоречевой, кинестетической и зрительно-пространственной информации. Переработка зрительной информации сформирована хорошо и является сильной стороной ребенка.

Обработка кинестетической информации протекает с видимыми трудностями. При выполнении пробы на праксис позы пальцев по зрительному образцу допускает ошибки в правой руке, в левой испытывает значительные трудности, фактически отказывается выполнять задание. В пробе на оральный праксис все субтесты выполняет верно, но с синкинезиями.

Обработка слуховой информации протекает с трудностями В пробе на запоминание 2 групп по 3 слова кривая заучивания низкая 3-3-3, ребенок может повторить все слова, порядок последних трех слов верный. Отсроченное воспроизведение 3/6 с вплетениями (банан, яблоко, мандарин, самолет). Воспроизведение первой группы слов отсутствует. Низкая кривая запоминания может объясняться трудностями самоконтроля, а также специфическими и модально- неспецифическими нарушениями памяти, слабостью переработки кинететической и слуховой информации. Ребенок не выговаривает многие звуки (ейй - ель, йека- река, кющ-ключ и пр.)

Активный словарь ребенка при этом находится в рамках среднего для данного возраста, понимание речи взрослого сформировано. В пробе называние предметов правильно названы все реальные изображения, с подсказкой - низкочастотные названия (шляпа гриба, ножка стула и пр.) Обработка зрительной информации протекает без трудностей. В пробе на зрительный гнозис опознаны все наложенные и перечеркнутые изображения. Проба на зрительную память (две картинка с 3 изображениями) выполнена в начале с одной ошибкой (медленное включение в задание, слабость регуляторной функции), вторая картинка - все изображения показаны верно.

Обработка зрительно-пространственной информации протекает с неярко выраженными трудностями. Пространственные ошибки в моторных пробах отсутствуют. Встречаются ошибки пространственного характера в пробе праксис позы пальцев. Копирование домика ребенку недоступно, отсутствуют дерево, забор, крыша. На рисунке ребенок изобразил множество точек (сказал, что это зима). При воспроизведении логико-грамматических конструкций с обратимыми конструкциями ошибки отсутствуют.

Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие.

Профиль латеральной организации устойчивый, ведущие рука, глаз, нога - правые, ухо левое. Плохо скоординированные движения в пробе реципрокной координации свидетельствуют о слабости межполушарного взаимодействия.

Заключение

На первый план при обследовании выходят выраженные трудности нейродинамики, функций программирования и контроля, а также переработки слухоречевой информации. Указанную картину можно интерпретировать как свидетельство функциональной слабости продкорковых структур и связанных с ними префронтальных и премоторных корковых отделов, а также дефицитарность височных структур левогополушария.

Рекомендации

  1. Занятия с логопедом.
  2. Занятия нейропсихологом.
  3. Консультация у невролога.
  4. Занятие доступным ребенку видом спорта.
  5. Развитие мелкой моторики и сенсорная стимуляция (лепка, аппликация, игры с крупами, песком, рисование пальчиками).
  6. Игры на развитие произвольного внимания (море волнуется раз, запретное число, упражнения из МЗО, барабашка), подвижные игры с правилами, настольные игры с правилами.
  7. Упражнения на развитие ритма (карточки с изображением животных или предметов и ритмами, игра Поймай звук)
  8. Дыхательная гимнастика и массаж после консультации с врачем.
  9. Тетради готовим руку к письму (рисовать волны, заборчик и пр.)
  10. Соблюдение режима сна и бодрствования.
  11. Наличие четких обязанностей и их выполнение дома.
  12. Артикуляционная гимнастика (сказка про Колобка).
  13. Психологическая диагностика готовности ребенка к школе.

Чем раньше родители поймут особенности развития своего ребенка, тем быстрее и эффективнее можно помочь ему избежать трудностей в обучении и развитии.

Запись на нейродиагностику онлайн на сентябрь в телеграмм @Anna_Stollenwerk

Автор: Штолленверк Анна Романовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru