Найти тему
Живописные истории

Натюрморт с цветами и фруктами на каменном постаменте в саду

На каменной скамье в углу сада искусно расположены цветы и фрукты.

Яркая композиция включает в себя дюжину или более разновидностей садовых цветов, включая красные и белые лилии и розы, гвоздики, пионы, белые снежинки калины, мальвы, подсолнухи и ярко-синие цветы ипомеи.

Среди цветов спрятаны травы, веточки ежевики, стручки гороха и оранжевые головки физалиса.

Перед ним на земле разбросаны персики и дыня, разрезанная так, чтобы показать её сочное нутро.

Каменная плита и лавочка, а также стена, которая появляется на заднем плане, явно являются элементами сада, но обилие дикой флоры и фауны в этом тенистом уголке говорит о том, что природа здесь взяла верх.

Рядом со скамьей вырос саженец дуба, вокруг которого обвиваются вьюнки и хмель. У её подножия растут чертополох и ежевика.

Слизни и улитки ползут среди влажных мхов и зарослей поганок на краю небольшого пруда, ящерица забирается на камень, а две бабочки порхают над благоухающими цветами.

В левом верхнем углу виднеется проблеск голубого, затянутого облаками неба.

Букет цветов и одинокое крылышко бабочки, попавшие в луч света, ярко выделяются на темном фоне.

Корнелис де Хем «Натюрморт с цветами и фруктами на каменном постаменте в саду», 1685 г.
Корнелис де Хем «Натюрморт с цветами и фруктами на каменном постаменте в саду», 1685 г.

Художник Корнелис де Хем (1631–1695) был сыном и учеником Яна Давидса де Хема (1606–1683/84), одного из величайших художников-натюрмористов 17 века.

Как и его отец, Корнелис посвятил себя исключительно натюрморту. Как в выборе сюжета, так и в стиле он следовал по его стопам.

Для данного натюрморта Корнелис черпал вдохновение из картин, созданных отцом и его протеже Абрахамом Миньоном (1640–1679), в конце 1660-х — начале 1670-х годов, когда Миньон работал в мастерской Яна Давидса в Утрехте.

Абрахам Миньон «Цветочный натюрморт с мышами и насекомыми»
Абрахам Миньон «Цветочный натюрморт с мышами и насекомыми»

The forest-floor still life (Натюрморт на лесной подстилке) — это поджанр натюрморта, который обязан своим изобретением нидерландскому художнику Отто Марсеусу ван Скрику (1620–1678), путешествовавшему по Италии примерно в середине семнадцатого века.

В Риме он присоединился к Bentvueghels (Птицы пера), обществу нидерландских художников, которые дали ему прозвище «Нюхач» (Snuffelaer), потому что "он повсюду вынюхивал странные растения и травы".

Возможно, вдохновленный примером современных итальянских художников, ван Скрик начал рисовать рептилий и насекомых на открытом воздухе.

Вернувшись домой в 1657 году и поселившись в Амстердаме, ван Скрик приобрел участок земли за пределами города, где держал животных и рептилий.

Его увлечение миром природы отражено в натюрмортах, созданных как-будто в подлеске леса, населенном дикими растениями и цветами, грибами, насекомыми, амфибиями и рептилиями.

Ван Скрик подал пример ряду других художников, продолживших эту тему. Среди них были такие художники, как Мельхиор де Хондекутер (1636-1695), Рашель Рюйш (1664-1750), Элиас ван ден Брук (1650-1708), Ян Давидс и Корнелис де Хем и Авраам Миньон.

Отто Марсеус ван Скрик «Натюрморт в лесу с цветами, грибами, бабочками, змеей, лягушкой и стрекозой»
Отто Марсеус ван Скрик «Натюрморт в лесу с цветами, грибами, бабочками, змеей, лягушкой и стрекозой»

Несмотря на влияние ван Скрика, в натюрморте Корнелиса де Хема совсем другое настроение.

Растительность первого темна и загадочна, существа часто угрожающи, но на картине Корнелиса естественная обстановка служит в первую очередь открытой сценой, на которой представлена роскошная выставка фруктов и цветов.

Яркая палитра и театральное освещение придают его живописи декоративный характер, отражающий моду конца XVII века.

Идея мимолетности, присущая всем цветочным картинам, здесь усилена изображением сада в процессе восстановления природы. Таким образом, мы приглашаемся к созерцанию конечной тщетности человеческих усилий и эфемерности всего земного существования.