Найти в Дзене
Квадратура круга

Кто же будет делать отечественные беспилотники?

Как-то тихо и незаметно прошла довольно важная новость: наши китайские друзья ужесточили правила экспорта тяжелых беспилотников и комплектующих для них. Проще говоря, ограничили их экспорт. С чего бы вдруг? Ну, как обычно, «в интересах национальной безопасности страны». Наверно, кто-то очень попросил.

Грустно. Каких именно аппаратов касается запрет?

«Ограничения распространятся на гражданскую беспилотную авиатехнику, которая может быть приспособлена под военное назначение. Запрет коснется дронов массой от 7 кг и продолжительностью полета более получаса, а также «оборудования и некоторых двигателей». Подробного описания ограничений пока не приводится. Предполагается, что они могут вступить в силу с 1 сентября» – сообщает газета «Коммерсант».

Таким образом, наиболее популярные сами_знаете_где модели типа Mavic-3 под запрет пока не попадают, и то хорошо. Хотя, конечно, всё течет, всё меняется.

Не будем копаться в причинах решения, они, в общем-то, понятны. Поговорим о том, почему у нас так тяжело идет решение любой внезапно возникшей проблемы, в том числе и налаживания собственного производства беспилотников. Сразу отмечу, что беспилотники мы вроде как делаем, но их самые важные элементы: электромоторчики и чипы в них покупные. А казалось бы, неужели так сложно сделать миниэлектродвигатель (легкий, мощный и экономичный)? Китайцы ведь могут.

-2

Одним из серьезных недостатков нашей хозяйственной (если угодно, экономической) системы является наличие механизма, призванного учитывать интересы разных элитных групп. Проще говоря, механизма согласования всего и вся. Например, при подготовке решения о строительстве крупной дороги, нового предприятия, выпуска нового вида продукции или просто логистического центра начинаются бесконечные согласования: Минтранс, Минприроды, Минфин, Минстрой, МЧС, Минобороны, Минэкономразвития, ..... и так далее вплоть до Росохранкультуры и Минздрава. В каждом из этих ведомств действуют свои группы влияния и если представители этих групп не положат в свой личный карман определенную денежку (не направят её в подконтрольные им получастные конторы типа «росспецчтонибудьэкспертиза»), проект будет согласовываться вечно. Требуется миллион экспертиз, за каждую из которых надо платить, а результатов надо ждать. Потому что требования разных ведомств нередко противоречат друг другу (например, по пожарной безопасности запасные выходы и чердаки должны быть открыты, решеток на окнах первого этажа быть не должно, а вот по антитеррору – наоборот).

-3

Именно поэтому серьезные, особо важные для страны проекты у нас обычно вводятся в чрезвычайном порядке, вне этих согласований, когда Президент или Премьер стукнут кулаком по столу и прикажут утвердить проект и начать работать. Тогда группы влияния со вздохом ставят свою визу, понимая, что мимо их рта пронесли очень аппетитный кусок.

Такая система, может быть, и хороша в мирное время, когда и торопиться особо некуда, и денег в казне много, да и строящийся завод (дорога) хоть и со скрипом, но впишется и в строительные, и в санитарные, и в экологические, и в антитеррористические, и в природоохранные, и в противопожарные, и в археологические, и в юридические, и в десятки других действующих в стране законов, норм, правил и инструкций.

Но когда что-то нужно сделать быстро, а желательно еще и качественно, то такая система является тормозом. Бревном на пути. А ещё эти тонны никому не нужной отчётности! Представьте, если бы первый атомный проект в СССР пропустили бы через все эти комиссии и росспецтесттресты. До сих пор бы ничего не было.

-4

Вот задумали у нас делать свои беспилотники, объявили госпрограмму (наконец-то!). Как это будет? Ведь здесь опять-таки десятки заинтересованных инстанций: от военных до экологов, от минпромторга до росавиации и минсельхоза. Всем нужны беспилотники, и у всех свои требования к ним. Одним нужны легкие, другим тяжелые, одним скоростные, другим висячие на месте, одним красненькие, другим синенькие. Все хотят порулить, согласовать, «освоить бюджет», посидеть в комиссиях, поставить визу. Если сейчас начать согласовывать требования к будущим продуктам новой «беспилотной» отрасли, боюсь, что мы их еще долго не увидим: слишком уж большой радиус у наших бюрократических кругов, гораздо больше, чем радиус земной орбиты.

-5

В текущей ситуации нужен не очередной нацпроект, не «участие всех заинтересованных ведомств», не создание межведомственных комиссий и профильных комитетов с десятками ленивых бюрократов, а персональная ответственность. Как при Берии. За результат должен отвечать кто-то один, персонально. Головой. Вот тебе деньги, вот тебе время. Если спустя заданное время результата не будет – в лучшем случае отправляешься на нары. В общем, или грудь в крестах – или голова в кустах. Желающие возглавить работу найдутся. И, кстати, те, кто ничего не умеет, кроме как «согласовывать» и «осваивать», сразу отпадут, понимая, чем это пахнет. Их как ветром сдует. В общем, надо бы убрать из процесса «паркетных генералов» без погон. Да и с погонами тоже. Найти технарей с горящими глазами и внятно объяснить, что нужно сделать. Они сделают, если им не мешать.

-6

И это самый большой плюс такого подхода: заведомо отсекаются люди, надеющиеся на то, что вот я сейчас поруковожу, будет результат, не будет – а я все равно останусь при деньгах: что-то в карманчик да упадет. Премию сам себе выпишу миллионов на пятьдесят. А потом скажу «деньги успешно освоены», отчётик напишу. С кем надо поделюсь и еще что-нибудь возглавлю.

А в карманчик пусть падает, я лично не против. Без этого у нас не работает. Но если при этом завален результат, тут уж не только карманчик нужно вывернуть наизнанку, но и самого руководителя проекта тоже, мехом внутрь. Все мировые достижения эпохи СССР делались именно таким методом.

=======================================