Найти тему

Скачки и откаты в развитии при сенсомоторной алалии

В 5 с небольшим у нас вдруг произошел скачок в речи, когда мы от слога перешли к слову. И вот каждый день прибавлялось по несколько слов, и я тайно надеялась, что вот, наконец, запоздалый сензитивный период. Но нет, опять остановка.. И так было много раз..

Анализируя ситуацию, могу предположить, что у такого ребенка маленький ресурс, и единовременно он может расходоваться на что-то одно. Всё остальное при этом проседает. Всегда в отношении речи очень расстраиваюсь, но уже есть опыт, что было так.

В этом раз я уже четко заметила: скачок в речи идет во всю, при этом провал в поведении ( участились истерики волнообразно, не хочет наотрез ничего нового, еще больше сократился рацион, даже туалет пару раз подвёл..). Но речь..Колоссальный скачок..я имею ввиду не занятия, а именно непроизвольную речь в жизни..

Потом недели через две остановка.. Новые слова в жизнь не входят. Да, на занятиях планомерно идем дальше, улучшилось поведение. Будто дверь открылась, в нее вошло что-то , а теперь надо переварить..

Такие этапы я часто наблюдаю. Вдруг появляется ролевая игра, ребенок также 2-3 недели активно играет с игрушками. Потом всё, затишье, развивается что-то другое.

Общение со сверстниками тоже идет по этой логике. То прямо стремится общаться, то вообще не проявляет интерес.

И главное , в одну неделю, грубо, что-то одно. Бывают "бытовые" периоды, когда ребенок превращается в хозяюшку, всё убирает за собой ( без указки), становится " удобным" и послушным. Даже на занятия садится без выкрутасов. Но и занятия проходят без существенной динамики.

Я это всё пишу, чтобы другие мамы не отчаивались при аналогичных остановках. Думаю, это не только у нас. Если речь пошла после многих усилий и вдруг остановилась, нужно проанализировать ситуацию. Может общение пошло, ролевая игра, танцы, рисование, поведение или что-то еще..

Помню, как мы стали останавливаться перед дорогой...Не так, что держу ребенка, который рвется на проезжую часть, за руку изо всех сил..А я говорю "дорога", и ребенок останавливается..Это как чудо..Кто проходил, тот знает..Это тоже навык. И так во всем. Каждый такой шаг в развитии нужно замечать, а то развиваем усиленно речь, а ребенку некогда - он сейчас другое важное усиленно развивает, а мы не замечаем)

Во все периоды я стараюсь заниматься с ребенком по своему плану, планомерно, каждый день. Но результат зависит и от ребенка тоже. У его психики тоже есть свои планы. И если сейчас вдруг идет скачок в каком -то направлении, нужно его ловить и менять программу занятий, чтобы полностью использовать этот шанс. И если попасть в волну, то результат будет колоссальный. Кажется, будто развитие идет по спирали..