Найти тему

В прошлые времена люди серьезно относились к исправлению души. Это вам не нынешняя «пушистость» и теплохладность.

Путешествуя по монастырям мы с приятелем стараемся быть не только верхоглядами, но и стараемся быть полезными монастырю, в котором задерживаемся более двух дней.

Конечно, мы за квалифицированную работу не берёмся, такие специалисты из нас никудышнее, а вот простую работу делаем с удовольствием.

То штукатурку в меру возможностей положить можем, то дров наколоть, то мусор со стройплощадки вывезти, то двор подмести можем.

А однажды заметили, как один инок, который трудился вместе с нами как-то не особо приветливо смотрел на тех, кто от увиденного и прочувствованного намиг говорил: "Благодать какая. Так и остался бы здесь…"

Мы тоже с товарищем особо не жалуем такие возгласы, трудясь, мы то ли сурово продолжаем заниматься своей работой, то ли вежливо улыбаемся.

Наш бригад тот самый монах, вообще смотрит на всех сухо. То ли от того что они мешают ему, то ли от досады.

Но как только туристы расходятся, монах снова сияет, смягчающаяся улыбка сразу появляется на лице.

Вот и решили спросить у него причинах таких перемен за трапезой. Мы, вроде как, коллеги, хоть и не надолго.

Инок вот как пояснил:

- Мне кажется люди слишком легкомысленно относятся к словам, они могут давать обещания, а то и обеты, а когда человек становится собой, даже раньше, куда что девается. Мы не придаем им должного значения. Благодать - слово важное, а используем мы его куда попало. Но разменивать его на описание простых человеческих чувств, эмоций глупо, наивно, даже лукаво...

-2

Особенно тратим его на описание душевных, а бывает на физиологические ощущения, что в общем вверх наглости. В прошлые времена люди серьезно относились к исправлению души. Это вам не нынешняя «пушистость» и тепло ладность.

Вот говорят они: "Благодать, хочу здесь остаться". Ну это все равно, что ехать в поезде, заметить чистые домики, великолепные виды, фруктовые деревья, спокойно сидящих на скамеечки людей. Или например зимой, вы едите, а там за окном банька, солнце светит, храм виднеется.

Но будем честными, это ведь только эмоции, не более.

Ну и сошли мы с поезда, а что дальше что? А дальше реальность. Куда деваются все эти восторженные слова, идиллия, … Ведь всё это нуждается в огромном труде, и банька ведь сама не затопится, и сад нужно каждый раз обработать, и дом подметать… иногда и не садится за день вовсе. Да и далеко люди сидящие на скамеечки далеко не ангелоподобные.

А мы все благодать, благодать…. Осторожнее нужно быть со словами.

А о монастыре - это вообще отдельный разговор.

Один вот человек недавно захотел у нас пожить, говорит: "Монашеской жизни хочу попробовать". И пожил, только не 10 дней, как хотел, а всего лишь вечер, на утро его в стенах монастыря уже не было.

-3

А предложили мы ему всего лишь дров поколоть. Ведь и на службы ходить нужно, да и когда остался наедине сам с собой, благодать о которой все любят говорить, как-то и поугасла, уже не было того восторга, один только потухший взгляд, да иссякший запал.

Монастырь - дело серьезное… благодать ведь только Бог дает.

- А если Бог, - спрашиваем, - поможет дать, то что человеку нужно деть чтобы ее получить?

- Да что-что - улыбнулся монах - скукотищу надо делать…. Помнить о рутине, постоянстве, ежедневном труде и жить в нем день за днем. Скучно работать, скучно молиться, скучно поститься, служить, каяться… вообще проза жизни…

А кто-то вообще не в теплой комнате спал, а "скучал" в пустынях, скитался по лесам, спал на земле, или стоял на камне...

– Что ж вы тогда улыбаетесь?

– А потому, что совсем это не скучно: жить с Богом где бы ты ни был. Вы-то когда ехать собираетесь?

Дрова мы все-таки докололи. Без лишних слов. Но скуки нисколечко не было, уверяем.

-4

Раньше люди всегда трудились. С песней шли на работу, с песней и возвращались. Никто не был единоличником, все были вместе, дружны и радостны. И хоть труд был нелегкий, то покос, то посевы, то сборы, но люди не боялись труда, не искали его полегче, да попроще, не выгадывали, а честно трудились, честно зарабатывали себе на хлеб, то теперь молоды стараются побольше получить, да поменьше поработать. А тогда была совесть, которую чиста она или нет видел каждый, как свое. Ничего нельзя было скрыть от товарищей. Все было общее, как радость, так и беда. И нестроения, и неудачи, и болезни, и несчастье, и унылое духовное состояние человека все было не утаить. Но люди не отделялись друг от друга, жили сообща, помогали друг другу, вместе плакали, вместе смеялись. Они были открытые, не с свиньей за спиной, а наоборот готов прийти на помощь, когда бы не попросили. Даже дело своей жизни выбирали, чтобы им служить всем. Чтобы не просто жить, работать, создавать семье, но и быть полезным обществу. Тогда знали, что все мы кирпичик, которые строим общее будущее. Да, пусть без Бога и это страшно, но даже без Него люди были честны и трудолюбивы. Была цензура, душу не травили, не портили, как сейчас, не губили вредными фильмами или словами. Знали, что даже безобидное слово имеет вес.

Они боролись за каждого человека, тот кто выпивал, помогали, иногда и стыдили.

Все на общее собрание вызывали не добросовестного человека. И они его не высмеивали, не шушукались, а открыто говорили ему о его недостатках.

Раньше беспокоились о состояниях, как телесных, так и духовных. Не могли быть равнодушными к беде товарища. Помогали ему и материально, и морально. Поддерживали, не попрекали. Они имели совесть, честь, доставшееся им от дедов, прадедов.

И детей они учили той же дружбе, сострадании, смелости, отваге, честности. Дети рано становились взрослыми, потому и часто взросло выглядели ,не по годам. Семьи были крепкими, и дети видели пример родителей и поступали по правде. Женились, заводили семьи, рожали детей и воспитывали их также в верности и чести.

-5