Здравствуйте, друзья!
Моя специальность позволила мне сделать ряд удивительных открытий о себе. Об одном из них хочу рассказать сейчас, поскольку именно осознав его, я смогла быть полезной множеству детей и родителей в развенчании «мифа о Лени» - одном из самых разрушительных для нашей, родительской, профессии мифов. Потому что «Как Вы лодку назовете – так она и поплывет!..» Лень – это миф, мешающий жить и использовать собственные неповторимые ресурсы.
В моей семье любили рассказывать о моей потрясающей медлительности в детстве. В то время, как мне исполнилось не многим более года, в силу сложившихся семейных обстоятельств меня забрала папина мама в свой бревенчатый сруб, в необыкновенной красоты лесные места на границе Казахстана и Омской области.
Так вот, что со мной там только не происходило! Зимой, возвращаясь от озера с санками и ведрами, бабушка потеряла меня, а я совершенно спокойно и молча лежала в сугробе, разглядывая небо, пока пропажу не обнаружили и не вернулись за мной; в другой раз гусак схватил меня за комбинезон, у горла, лупил крыльями, а я время от времени только тянула «Ба!...» -в это время, пока та доила корову. И только на 5-6 раз я вполне равновесно добавила: «гусь тут меня треплет!» и бабушка, перевернув ведро, кинулась меня спасать – гусь вообще-то сильная птица, может и глаза выколоть!..
Говорить я начала очень рано и очень обстоятельно. Сразу предложениями. Двигаться не любила и часами могла разглядывать картинки в книжках. Была таким очень упитанным задумчивым ребенком. С того момента, когда я начинаю помнить папу, он мне говорил вполне добрым голосом, но совершенно утвердительно: «Лень вперед тебя родилась!..» Постарше ( лет в 7) пошли комментарии: «Ты же умирать от жажды будешь, за водой не сходишь – лишь бы не шевелиться!..» Что мне было слабо понятно, поскольку мне, действительно казалось нецелесообразным шевелиться без лишней нужды. Правда к этому возрасту я уже изрядно отощала, весь шестой год своей жизни я тяжело болела всеми возможными детскими и недетскими инфекциями (психосоматической природе которых можно написать отдельную статью!) А несколько лет назад я прочла книжечку Е.В. Мурашовой с замечательным названием: «Дети – тюфяки и дети-катастрофы», где нашла подробное описание своего психофизиологического типа (за небольшим исключением – мне всегда было интересно активное познание) Там даже про санки пример приводился как типичный. Автор очень доступно объясняет, что медлительность детей, подобных мне в детстве, является не «ленью», а особенностью работы мозга, которую проще всего назвать инерцией.
Ребенок с таким типом физиологии нуждается в спокойной размеренной обстановке, для раскрытия сильных сторон своей индивидуальности. Автор книги делает упор на медлительных «детей -ремесленников» , а я в своей практике сталкиваюсь с медлительными «детьми -философами».
Детьми, которых взрослые считают лентяями, обвиняют их, заставляют чувствовать себя «не такими как надо», а главное – своей суетой тормозят развитие талантов и способностей, заложенных в этих детях природой!..
Что такое инерция в поведении ребенка? (натянул один носок утром , собираясь в садик, и –«завис») Это – обращенное внутрь внимание.
Именно то, чему учат на тренингах по личностному росту, или на занятиях йогой. Сегодня ученые доказали: умение «погружаться в себя» - крайне благотворно как для тела, так и для психики человека, поскольку все самое важное происходит внутри нас, а мы даже не осознаем этого, не то, что не контролируем!
Наша материалистическая цивилизация не предполагает в ребенке никаких глубин. Однако, именно дети наиболее близки к ощущению Целостности жизни, интуитивному пониманию настроений людей, восприимчивости к звукам, краскам, запахам!.. Все это требует «обработки», во время которой как раз и складываются новые синаптические связи в мозгу (биологический «компьютер» развивается!) А маленького человека все время отвлекают «делать» что-то. Ладно, там – умываться, раздеваться! Так ведь – тупые мозаики собирать, или повторять примитивные задания за взрослым…
Один из великих мыслителей 20 века, вспоминая о своем детстве говорил: «Обычно в доме берегут покой со словами: «тише, папа работает!». Мне повезло. Я рос в семье, где говорили: «Тише, мальчик созерцает лилии!..» Этим он объяснял свои удивительные интеллектуальные и духовные возможности.
Таким образом, дети, склонные к созерцанию или самопогружению, на самом деле проводят огромную работу, результаты которой проявляются гораздо позже.
Мне повезло в раннем детстве – не мешали, а вот позже приходилось все время преодолевать чувство вины из-за того, что вместо активных действий я счастлива размышляя или наблюдая. Это назвали ленью, я в это поверила. И все время с собой «боролась», заставляя себя действовать там, где хотелось просто думать и воспринимать. Ужасное раздвоение, в результате, и бессмысленная трата сил и здоровья. Книги были компромиссом – как бы все же действие, но внутри. Хоть как-то защищает от суеты!..
Добавлю только, что именно уважение родителей к внутренней жизни медлительного ребенка побуждает его по-быстрее действовать в бытовых ситуациях – потому что ребенок чувствует себя «нормальным» и даже «особенным», ему не надо, сопротивляясь Вашим «ускорениям» сохранять себя, свой уникальный тип психики. А ведь именно за этим – принести в этот мир свой неповторимый вклад - каждый из нас и рождается!..
Продолжение на сайте: https://obretenie-sily-lubvi.ru/deti/pro-len.html