Это вид на западную сторону собора. Вы можете увидеть резные мраморные панели, размещенные между колоннами. Высота каждой панели чуть \больше метра, сверху на нее установлена рейка. Зеленые колонны выполнены из античного мрамора Верде из Лариссы в Фессалии, Греция.
Белые колонны и капители сделаны из белого проконнесского мрамора с одноименного острова в Мраморном море. "Мармора" означает "мрамор", а остров находится в 100 милях от Стамбула. С Iпо VIIвек проконнесский мрамор использовал весь римский мир. Это почти белый крупнозернистый мрамор с серо-голубыми прожилками. Он хорош для резьбы и его очень легко транспортировать, потому что каменоломни находятся прямо на берегу моря. Каменоломни начали функционировать в VII веке и были вновь открыты в наше время.
На южной стороне помещения императорской часовни находится закрытая дверь, ведущая в небольшую часовню в одном из контрфорсов, которая сообщалась с Баптистерием с помощью лестниц и переходов.
Возможно, это часовня Святого Алексиоса. Предполагается, что эта часовня, которая была вновь открыта Фоссати, является той, в которую, согласно традиции, бежал христианский священник со священными предметами, когда его служение было прервано вторжением турок в церковь.
Ожидается, что он выйдет из своего укрытия и возобновит свои функции, когда мечеть снова станет христианским святилищем. Эта часовня, которая была объектом стольких спекуляций, недавно была тщательно исследована Кеном Дарком и описана в его новой книге о соборе Святой Софии.
Южная галерея использовалась для проведения церковных советов и собраний. Большинство церковных соборов в соборе Святой Софии в 11-12 веках проводились в Южной галерее, четыре между 1019 и 1066 годами и 25 из 40 между 1066 и 1140 годами. Здесь император распределял годовое жалование диаконам и духовенству собора Святой Софии. В центре этой галереи (слева, вне поля зрения) должен был появляться патриарх, чтобы благословить людей в нефе внизу. Галерея соединялась с патриаршим дворцом, который находился с южной стороны церкви. Южная галерея также была соединена с Большим дворцом длинным коридором и лестницей, по которым императорская семья входила в церковь, минуя притвор и неф.
Среди тысяч надписей-граффити в соборе Святой Софии есть две, находящиеся в Южной галерее и заслуживающие упоминания. Они были оставлены скучающими посетителями здешних церковных собраний. Обе на славянском. Одна из них находится на колонне перед и слева от большой мраморной двери. Она датируется 1432 годом и гласит: "Господи, помоги рабу Твоему Иакову, сыну Григория, писцу Герасима, митрополита Киевского". Второй был оставлен слугой по имени Филипп другого митрополита Киевского, Киприана, вероятно, в 1387 году (он совершил три поездки в Константинополь), которая гласит "Господи, помоги рабу твоему Филиппу, сыну Микиты, пантере Киприана, митрополита Киевского и всея Руси".
Еще одна забавная надпись в Южной галерее 13 века гласит "Это написал Иван беглец".
Этот проход находится в дальней восточной части южной галереи, рядом с императорскими мозаичными панно и выходит окнами на апсиду. Отсюда открывается превосходный вид на Архангела Гавриила.
Нижние облицовочные панели - рядом с полом - проконнесские. Панели над ними с красными и черными прожилками, проходящими по центру картины, выполнены из мрамора Dokimeion Pavonazzetto из Искехисара (Синнада), в Афьонкарахисаре, Турция. Каменоломни Докимейона находились под имперским контролем, поэтому неудивительно, что в соборе Святой Софии использовалось большое количество этого прекрасного полихромного мрамора самых разных цветов и с прожилками.
Все своды были покрыты золотой мозаикой, которой уже нет.
Над гипсовыми панелями вы можете увидеть красный волнистый фриз. Это раскрашенная имитация мрамора чипполино Россо. Первоначально фриз из этого мрамора простирался по всей галерее. Мрамор Чиполлино россо, также называемый карийским или ясосским, происходит из Кийи Кислячик, Милас, Мугла, Турция. Большая часть этого мрамора исчезла и была заменена краской. Интересно, что мраморный фриз был демонтирован - вместе с фризом из гипсовых листьев над ним - чтобы освободить больше места для мозаики Деисуса.
Первоначально мозаика простиралась ниже первого уровня мраморной облицовки. Видно, что мозаика была разработана специально для этого места. Падающий из окна слева свет подчеркивает рисунок на заднем плане. Золотой узор на заднем плане контрастирует с плоским золотом, использованным в тунике Христа. Его нимб также выложен двумя разными узорами. Перекладины расположены параллельными линиями и под углом, чтобы улавливать и отражать свет. Фигуры в два раза больше натуральной величины. К сожалению, половина фигуры Иоанна Крестителя была утрачена, когда в 20 веке здесь была небрежно сделана насыпь.