Эксперимент Барга
В эксперименте психолога Дж.Барга участвовали студенты Нью-Йоркского университета в возрасте от 18 до 22 лет. Им надо было состалять фразы из предложенных слов. Первая группа студентов должна была составить фразы со словами: "забывчивый", "седой", "морщины", "лысый". Вторая группа студентов составляла фразы с другими словами, не ассоциирующимися со старостью. Закончив задание, молодые люди должны были перейти в другое крыло здания для выполнения следующего задания.
На самом деле именно этот переход и являлся главным в эксперименте. Исследователи незаметно засекали время прохождения коридора каждым студентом. Оказалось, что студенты первой группы шли по нему гораздо медленнее, чем студенты второй. Набор слов вызывал у них мысли о старости (хотя слова "старость" в списке не было), а старость - это неторопливые движения.
Идеомоторный эффект - что это?
Так проявляется т.н. идеомоторный эффект – бессознательная двигательная реакция, возникающая в ответ на мысленное представление о движении. То есть, один лишь мысленный образ какого-либо действия способен активизировать реальное воспроизведение этого действия.
Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определённом движении (т. е. имеете кинестезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите.
И.П. Павлов
Это не рефлекс (отсутствует объективный раздражитель) и не волевое действие (идеомоторные акты, как правило, непроизвольны и неосознаваемы). Это движение, обусловленное идеей или намерением. Переход представления о сокращении мышц в реальное выполнение этого движения.
Представляя движение, мы начинаем воспроизводить его.
Но даже если мы ничего не представляем, а просто куда-то идём и думаем о своих делах, мозг сам представляет каждый наш шаг перед тем, как мы его сделали.
Пошевелите пальцами руки. Протяните руку и дотроньтесь до какого-то предмета... Перед тем как вы совершаете любое движение, мозг сначала формирует образ того, что вы будете делать, а затем направляет нервные импульсы к мышцам.
💠 Иллюзия маятника Шевреля
Этот феномен назван в честь Мишеля Шевреля, французского химика 19 века и директора Национального музея естествознания в Париже.
Человек с закрытыми глазами держит в руке маятник на нитке и представляет, как маятник раскачивается. Рука его неподвижна. Через некоторое время маятник действительно начинает раскачиваться. Шеврель предположил, что дело в неосознанных и незаметных сокращениях мышц. И современные исследования это подтверждают.
Маятник Шевреля часто используется гипнотерапевтами для демонстрации клиентам силы их мысли. Сила мысли в данном случае проявляется через идеомоторику: микродвижения малы настолько, что совсем не заметны со стороны и не ощущаются даже самим человеком, держащим в руке маятник.
Предположение, что все действия вызываются намерениями, принадлежит американскому психологу Уильяму Джеймсу, отцу современной науки психологии. Он высказал эту мысль в своей книге "Принципы психологии" (1890). Это не связь с потусторонним миром и духами (как считают, например, поклонники спиритизма), а простая физиология.
💠 Идеомоторные тренировки
Считается, что идеомоторные движения могут быть только неосознанными. Но на самом деле мы вполне можем замечать и осознавать свои движения.
Когда мы представляем, как выполняем то или иное действие, мышцы реагируют так же, как если бы мы действительно его выполняли. Следовательно, чем активнее мы будем подключать воображение, осваивая тот или иной навык, тем лучше будет результат.
Когда в детстве я уезжала на каникулах к бабушке, у которой не было пианино, мама давала мне с собой ноты и советовала заниматься просто на столе, представляя, что это пианино. Но мне больше нравилось с закрытыми глазами представлять, как я играю. Совсем не двигая руками. И домой я возвращалась с разученными пьесами (в музыкальной школе всегда давали задание на лето).
А ещё помню, как мысленно качала пресс, когда однажды лежала в больнице...
Позже я узнала, что подобные практики называют идеомоторными тренировками. Советский тренер по самбо Анатолий Харлампиев рекомендовал подобным образом тренироваться своим спортсменам, которые получили травму и не могли явиться на тренировку лично.
У идеомоторных тренировок есть свои ограничения: они эффективны прежде всего при освоении навыков, связанных с физическими действиями:
🔹 для занятий спортом и танцами;
🔹 для обучения пению и игре на музыкальных инструментах;
🔹 для развития других творческих навыков - рисования, лепки из глины...
Но не только. С помощью идеомоторных тренировок можно также развивать "мягкие" навыки. Но это тема отдельной статьи...
💠 Что важно учитывать при идеомоторных тренировках
🔷 Представлять максимально яркие образы
Чем ярче образ, тем более правильные сигналы мозг будет подавать мышцам. И тем выше будет эффективность тренировки.
🔷 Подготовиться к идеомоторным тренировкам теоретически
Если вы научитесь выполнять действие неправильно, переучиться, сформировать новые нейронные связи, будет сложно. Поэтому до тренировки нужно узнать, как выполнять движение правильно.
🔷 Подготовиться и физически
Да, одного воображения не всегда достаточно. Важно объективно оценивать свой уровень и двигаться постепенно. Можно долго представлять, как вы садитесь на шпагат, но без хорошей растяжки на шпагат вы не сядете.
🔷 Сосредоточиться на процессе, а не на результате
И это, пожалуй, самое важное. Даже если мы всё делаем правильно, результат может оказаться совсем не таким, как мы ожидали. И это не должно закрепиться в сознании и повлиять на нашу решимость. Поэтому сосредоточиться надо на том, как мы выполняем действия, а не на том, каким должен быть результат.