Произведения Джорджии О’Кифф известны каждому американцу, однако для нас её личность и её работы продолжают оставаться малоизвестными. Тем не менее, “Мать американского модернизма” за свою достаточно долгую жизнь оставила поразительное наследство художественных работ.
Переехав с мужем в Нью-Мексико, Джорджия навсегда оставила абстрактные формы, найдя новую страсть в пейзажах Санта-Фе и в цветах. Небо, песок, пустынные пейзажи, черепа, кости и цветы становятся главными элементами всего творчества О’Кифф. Борьба женщин, секс-меньшинств и афроамериканцев за свои права, нескончаемые войны 20 века — всё это отразилось в картинах О’Кифф. Запечатлелись не сами события, а чувства и эмоции художницы. Вечный поиск легкости, спокойствия и красоты совмещались со страданиями, кровью и несправедливостью.
Джорджия избегала громких комментариев, экстравагантных перформансов, которые стали типичными элементами арт-элиты того времени. В этом раскрылась сущность самой О’Кифф, сущность постоянно странствующего художника.
Символизм:
Картины О’Кифф нельзя оставлять без интерпретаций, нельзя оставлять её работы и не подумав о символизме, тайном смысле, который Джорджия старалась выразить в каждой своей работе.
Так как далее речь пойдет об одной из её самых значимых работ, на которой изображен один из любимых цветов художницы – дурман —, необходимо раскрыть сакральный для О’Кифф символ цветка.
Однако завесу тайны приоткрыть довольно сложно. Споры о загадочном смысле цветов на полотнах О’Кифф ведутся среди арт-критиков и искусствоведов и по сей день. Фрейдистские интерпретации (многие работы Джорджии вызывают определенное завуалированное представление женских гениталий), которые были столь популярны при жизни художницы часто оспаривались ею самой и многими кураторами музеев, где работы выставлялись. Связь цветов с женской половой анатомией видели не только критики мужчины, но и многие представительницы феминистского движения, частью которого была сама Джорджия О’Кифф. Другой немаловажной интерпретацией является представление в виде цветов уникальной радужной оболочки, которая, как и цветы Джорджии, никогда не повторяются в природе дважды.
«Дурман (Белый цветок №1)»:
На картине «Дурман (Белый цветок №1)» художница изображает цветок с тонко модулированными тонами белого, желтого и зеленого цветов, чтобы вызвать неповторимую игру света и тени на его тонкой поверхности. О'Кифф делает цветок и листья простыми, но при этом элегантными. Круглая форма лепестков — мотив, свойственный для её эстетики. Её мазки создают чёткие контуры, которые придают цветку пышность в форме. В своей работе мать модернизма превращает ядовитый цветок во что-то лёгкое и прекрасное.
Работа выглядит монументально, но при этом невесомо. Лепестки, будто бархат делают работу особенно воздушной. Картина также выглядит трёхмерно, на заднем плане видно голубое небо — ещё один главный элемент творчества О’Кифф.
Данная работа, долгое время принадлежавшая Музею Джорджии О’Кифф в Санта-Фе, в ноябре 2014 года была продана на престижном аукционе Sotheby’s. С продажей этой картины был также установлен новый мировой рекорд цены на произведение художницы. Работа была продана за рекордные $44,4 млн.