- «Сомнения берут, что на проскомидии священник прочитывает все записочки и синодики. Их много. Еще больше имен в них. А времени мало. Еще надо частичку за каждое имя вынуть. Может, у Вас есть секреты на этот счет?»
У меня был секрет такой: я всю вечернюю службу стоял у жертвенника и вынимал частички (то есть это не только на проскомидии делалось, а с вечера начиналось). И если время сопоставить, то часа два точно уходило на вычитывание всех этих синодиков. С утра священник приходит зачастую заранее, вынимает частички. На Пасху я в 7 часов вечера (перед Пасхальной службой) приходил. Каждые полчаса выходил, яйца и куличи освящал и до 23 часов (то есть 4 часа) стоял около жертвенника, совершал проскомидию. Иногда это делал до половины двенадцатого.
И еще есть секрет один. Если записок много, то есть еще и алтарники, которых некоторые священники ставят рядом с собой. Им тоже дают эти записочки. И при вынимании частиц алтарники в два, три, четыре голоса читают эти записочки. За каждое имя частичку вынуть не получается, если их огромное количество. А что делать?
Я был в Дивеево, так там вынимание частичек ― это стихийное бедствие. Там записок горы, а маленькие просфоры просто мешками таскают. Всех священников–паломников, которые приезжают туда с группами, просят в алтарь на службу вынимать частички. Священников стоит возле жертвенника человек пять-шесть, а, может, и больше, вынимают частицы. Там стол для этого специальный. Только один мешок заканчивается ― приносят другой. И все они с записочками.
Еще ходит дьякон и смотрит, чтобы частички вынимались маленькие-маленькие. Просто малюсенькие, крохотные. Если кто-то вынимает «богатый» кусок, как у себя в сельском храме, то дьякон на него сердится: если все частицы будут крупными, получится такая гора частиц, которая ни на какой дискос не поместится, ни в какую Чашу не войдет! И потребить это будет невозможно. Чем мельче, тем лучше. Вот такие секреты.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.