Первых троих детей я воспитывала с чувством страха, что у меня ничего не получится. С одной стороны, я полностью была привязана к ним, с другой, мои ресурсы были мне неведомы.
Меня сформировали 90-е, когда взрослым нужно было выживать материально в стремительно меняющейся стране, поэтому нас в какой-то степени воспитала улица.
Поясню для новых читателей. Я художник и преподаватель, мама шести детей. Специализируюсь на детском портрете и веду курсы по рисованию для взрослых.
И вот в начале 2000-х я сама вступила в материнство. Я боялась принимать решения, стеснялась высыпаться и просить помощи. Словом, мой путь был полон сомнений.
И вот мне попалась книга о детстве некоторых известных людей (Агаты Кристи, Марины Цветаевой и ещё кого-то). Их путь не был безоблачным, но случались удачи: родители интуитивно становились на их сторону или встречались поддерживающие учителя, друзья и обстоятельства. Автора этой книги, к сожалению, сейчас не вспомню. И с тех пор я всегда интересуюсь воспитанием интересных мне людей.
Два примера воспитания из мира искусства
Сегодня я хочу сравнить художников Пикассо и Сезанна. Художники равновеликие, но одного знают широко, а другого нет. Рассмотрим пути их обоих. Почему так сложилось?
Поль Сезанн
В жизни Поля Сезанна всё шло наперекор высшим материям.
Во-первых, он родился в семье жадного и напористого ростовщика. Во-вторых, рисунку Поль так и не обучился, так и оставшись очень слабым рисовальщиком. И, в-третьих, попав в среду импрессионистов, он более интересовался не изменчивостью впечатления, а постоянством цвета и формы. Сезанн стал полной противоположностью художественного поиска своего времени, импрессионистом наоборот.
Сезанн всю жизнь боялся своего отца. Разбогатевший на шляпном деле банкир Луи-Огюст Сезанн видел в единственном отпрыске продолжателя своего бизнеса и дал ему хорошее образование.
Однако, любовь к рисованию Полю привил тоже он, хоть того и не желал. Скупая у обанкротившихся соседей старые вещи, он принёс как-то домой старую коробочку акварели. Яркие цвета в ней уже подходили к концу, но для пробуждения интереса к живописи Полю хватило и чёрного с коричневым.
Когда Луи-Огюст сдался, он лично отвёз сына в Париж и назначил ему минимальное жалование в надежде на то, что Поль вернётся домой к сытой жизни. Но не тут-то было!
Поль Сезанн мог бояться пропустить семейный ужин, преодолевая пешком десятки километров, скрывать любовь всей своей жизни и рождение ребёнка, но страсть к краскам была больше страха перед отцом.
Поль Сезанн стал основоположником направления в живописи, которое называют «сезанизм». Именно Поль Сезанн положил начало поиску кубистов, которые разложили форму предметов на плоскости. Он был великим новатором, но плодов своих исследований не вкусил.
Пабло Пикассо
Если бы меня попросили охарактеризовать Пабло Пикассо одним словом, я бы выбрала слово «счастливый». Родители поддерживали сына безусловно — Мария Пикассо рассказывала сыну перед сном сказки собственного сочинения, а отец разрешал рисовать ноги голубям на своих холстах. Он и был первым учителем живописи у Пабло.
К слову, жизнь будущего художника могла оборваться сразу после появления его на свет. Новорождённый Пабло не дышал и не плакал, когда врач, принявший роды, (это был его родной дядя) закурил сигару, наклонился над ним и выпустил дым прямо в маленькое личико. После такой невиданной реанимации ребёнок сморщил нос и заплакал.
Первая картина маслом, которую написал Пикассо, называется «Пикадор». Автору было всего восемь лет, когда он создал её. Художник всю жизнь хранил эту картину как свой первый серьёзный опыт в искусстве. Пикассо с четырнадцати лет учился в школе изящных искусств в Барселоне, и его считали вундеркиндом.
— Ты будешь прекрасным художником! — говорила Мария Пикассо маленькому сыну, делающему первые шаги в изобразительном искусстве.
— Мама, но может мне лучше пойти в армию? — сомневался Пабло.
— Ну в армии ты станешь генералом, а в церкви — Папой Римским! — улыбалась мать будущего великого художника.
Всем известно, что Пабло Пикассо всю жизнь был уверенным в себе творцом. Он был творчески плодовит, а также богат и популярен. А секрет этого успеха был в безусловном принятии, которое дали Пабло родители.
И ещё один вывод: все устремления детей идут из семьи, поэтому нужно очень аккуратно критиковать их привычки или друзей. Всё это в разной степени наше зеркало.
Теперь я всегда читаю о детстве интересных мне художников. Кем были родители? Что они делали для своих детей? А как приходили знания и навыки? Полезное на мой взгляд я тут же внедряю в свою практику.
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.