Найти тему
Учительская

Не звоните, не пишите. Я составляю технологические карты уроков!

Пожалуй, самым ненавистным из всех обязанностей учителя было-есть-и-будет написание технологических карт уроков. Моя боязнь сказать что-то не то или сделать что-то не так, заставляет заниматься этой морокой (на уроке я использую ТК, только чтобы начать урок). Знакомы и такие ситуации, когда, родители или другие лица образовательного процесса требуют наличие ТК на уроке. Какие преимущества существуют у ТК (придумали же их для чего-то)? Почему я так не люблю их писать? Может ли директор или родитель требовать их наличие? Давайте обсуждать.

Технологическая карта урока – документ, в котором отображена дидактическая структура урока. В нее входит деятельность учителя и ученика на уроке, а также формируемые предметные, личностные и метапредметные компетенции.

Одним из основных преимуществ технологических карт для меня является способность структурировать учебный материал. Педагогам (не только мне) часто приходится работать с большим объемом информации, и технологическая карта помогает организовать эту информацию в логическую последовательность. Благодаря этому, материал становятся более понятными для учащихся (а иногда и для самого учителя).

Еще одно преимущество технологических карт заключается в их способности помочь педагогам адаптировать уроки под потребности и особенности каждого ученика. При написании карты, я всегда учитываю индивидуальные возможности (если таковые имеются). Заранее прописываю задания для слабых и сильных учеников. Таким образом, создаются более гибкие и дифференцированные уроки, которые максимально соответствуют потребностям каждого ученика.

Но вышеизложенные достоинства нисколько не умаляют одного единственного недостатка – процесса написания карты. Лично для меня, как для control freak (паттерн поведения, проявляющийся в стремлении делать все идеально, строго, чтобы защитить себя от переживаний в будущем) очень важно и нужно делать эти карты «по линеечке». В ТК должно быть отображено, что говорит и делает учитель не в общих чертах, а описывается конкретное действие «раздает листочки, которые приготовил заранее», «пишет на доске», «открывают тетради и записывают». Поэтому, данный процесс превращается, в бесконечное переписывание, правку и оформление (все мои карты по оформлению одинаковы).

В заключение, хотелось бы ответить на вопрос, ради которого, Вы, наверное, и дочитали эту статью до конца. Может ли директор или родитель потребовать от Вас наличие технологической карты на уроке? Если родители требуют карту урока, то Вы вправе отказать, ссылаясь на ч. 1. ст. 48 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Единый квалификационный справочник (раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования»). Единственным документом, обязательным для ведения учителем, является рабочая программа.

Что касается директора, то отказ может быть оправданной реакцией только в том случае, если в вашем трудовом договоре отсутствует данное требование («написание ТК по ФГОС» и прочие формулировки, несущие аналогичный смысл).

P.S. Если я беру методичку из интернета или методического пособия, то обязательно переписываю ее под свои запросы и параметры. Для многих, такая работа воспринимается как пустая трата времени с аргументом типа «Ты и так все знаешь!», а для меня является необходимостью.