Полюбовавшись на морские пейзажи в работах наших замечательных русских живописцев, предлагаю посмотреть на то, как художники изображали отдых на морском побережье.
Надо сказать, что если в западноевропейской живописи уже в ХIХ веке встречаются картины с купающимися и загорающими на пляже, то в русской культуре представлять подобный вид досуга было не принято.
/Или я чего-то не знаю, тогда искусствоведы меня поправят./
Наши мастера изображали гуляющих вдоль берега, как на картине Ивана Ивановича Шишкина из прошлой подборки. Или вглядывающихся в морскую даль, как в работе Петра Александровича Нилуса (1869–1943) «На мостике. Лето». Здесь мы видим, как русская интеллигенция отдыхает у моря всей семьей.
Художник долго жил в Одессе, где и создал много картин, посвященных этому городу и Черному морю.
В своем полотне «Купание лошади» Валентин Александрович Серов (1865-1911) тоже не ставил перед собой задачу показать нам «отдыхающих на пляже». Картина была написана недалеко от дачи мастера на берегу Финского залива, и изображен на ней сын Александр и лошадь по имени Риллика. Работа очень солнечная, наполненная радостью и юношескими надеждами. Считается, что она отражает то приподнятое настроение, которое царило в обществе в период первой русской революции.
Но обратите внимание: на заднем плане мы можем разглядеть двух купающихся. Значит, всё-таки отдыхающие дачники не только бродили вдоль Финского залива.
Николай Александрович Клодт (1865-1918), внук знаменитого скульптора П. К. Клодта и племянник двух известных художников, по мнению Игоря Грабаря был «недооцененным мастером живописи». Николай Клодт – автор прекрасных пейзажей, воспевающих природу средней полосы России. Он много путешествовал и по Волге, и по северным регионам, бывал на Кавквзе и в Крыму.
Но картину «Кафе на берегу моря», видимо привез из своих заграничных поездок: в 1906, 1908 годах он посетил Геную, Бретань, Женеву и другие европейские города. В своей работе он показал отдыхающих за столиками с видом на море.
А вот, где написана картина Константина Алексеевича Коровина (1861-1939) «Гурзуф», гадать не приходится. В это место художник влюбился в 1904 году, когда приезжал в Ялту навестить больного Чехова. И немного позже в Гурзуфе он построил просторный дом-мастерскую с четырнадцатью комнатами.
«В Крыму, в Гурзуфе, я нашел прекрасный кусок земли у самого моря, купил его и построил дом, чудесный дом. Туда ко мне приезжали гости, мои приятели – художники, артисты, и многие все лето гостили у меня», – вспоминал Коровин.
Он создал целую серию светлых жизнерадостных картин с изображением этого крымского города и работа «Гурзуф» - не исключение, хоть и написана она в период, когда семья художника переживала трагедию. В 1913 году его сын Алексей попал под трамвай и не мог больше ходить.
Коровин считал, что искусство должно быть источником радости и красоты, поэтому в его работе мы не увидим мрачного настроения. Женщина изображена на веранде его дачи. Облокотившись на кресло с уютной подушкой, она тоже планирует отдыхать, любуясь прекрасным черноморским пейзажем.
И, наконец, мы оказываемся на настоящем дореволюционном пляже, который запечатлел в своей работе Николай Степанович Сергеев (1881 – 1915).
/ Известно несколько художников по фамилии Сергеев и с именем Николай, как русских, так и советских: Николай Александрович, Николай Сергеевич (старший и младший)/
Об авторе картины «На пляже» известно немного: в 1911 году закончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, был членом общества им. А.И. Куинджи и Общины художников, писал пейзажи и жанровые сцены. Учитывая то, какую короткую жизнь он прожил, картин художник создал не так много. В основном – это жизнерадостные работы, наполненные светом, некоторые из них хранятся в музее-усадьбе художника Н. Ярошенко.
На переднем плане его работы мы видим счастливых детей и взрослых в нарядных одеждах, а вот за ними можно уже хорошо разглядеть тех, кто не только дышит морским воздухом, но и купается.
Но после событий 1917 года пляжный отдых сильно меняется. Не удивляйтесь тому, что в работе Ильи Ивановича Машкова (1881 - 1944) «Симеизский пляж» изображены исключительно загорающие и купающиеся обнаженные мужчины. В послереволюционные 1920-е годы вместе с освобождением от «оков буржуазии» пришло и освобождение от одежды. Даже было организовано общество «Долой стыд!», члены которого голыми гуляли по улицам городов, что уж говорить про морское побережье. Одно радует, что всё-таки сохранялось деление на мужские и женские пляжи. У Ильи Машкова можно встретить несколько картин с изображением подобных пляжей, в основном женских :)
Конечно, пляжные сцены найдут свое место и в работах авангардистов, но мы лучше продолжим наслаждаться отдыхом на море с тем, кто по понятным причинам был вынужден покинуть Россию.
/Далеко не всем художникам старой школы удалось выстоять под критикой и нападками приверженцев нового формата в искусстве/.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) лето 1931 года провела под Ниццей, здесь она гостила у Натальи Брюс вместе со своей дочерью Катюшей. Под впечатлением от этого пляжного отдыха художница создаст одну из своих самых известных работ «Ментона. Пляж с зонтиками».
Столики на берегу моря, полосатые шезлонги и зонтики – так и хочется оказаться под одним из них.
Вы уж простите мне небольшое отступление от морской темы, но я решила показать вам, как в этот период, в 30-е годы прошлого века, советские художники изображали пляжный отдых. В момент зарождения соцреализма шли поиски новых образов. И ивановский живописец Виктор Николаевич Говоров (1902–1959) показал на своем полотне «Солнце, воздух и вода» таких современных героев: молодых, здоровых и счастливых. Они загорают на пляже и любуются рекой, скорее всего Волгой.
Следующая работа переносит нас в послевоенное время. Классик соцреализма Александр Александрович Дейнека (1899-1969) не раз изображал в своих работах Севастополь: в 30-е годы – это был больше спортивный город-курорт, во время войны это был город героев его защищающих, а в 50-е годы он стал настоящим местом отдыха счастливых курортников. Таким мы видим его на картине «В Севастополе». Она пропитана ощущением радости жизни, которую так ценило поколение тех, кто пережил ужасы и лишения войны.
И уже более приближенным к современному мы видим крымский пляж в работе признанного мастера социалистического реализма Дмитрия Аркадьевича Налбандяна (1906–1993). На его картине «Крымский пляж» не так просто найти свободное место, чтобы разложить своё полотенце.
Но как говорится, то же небо и то же море, тот же песок и тот же воздух, разогретый всё тем же солнцем.
Надеюсь, дочитав статью и рассмотрев все картины, мои дорогие читатели хоть немного заразились отпускным настроением и отдыхательной атмосферой моря.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы и дальше знакомиться с произведениями наших замечательных художников.