Сколько парфюмерных семейств или типов ароматов Вы знаете? А к какому относятся Ваши любимые духи? Проверьте себя, если хотите облегчить выбор духов в будущем.
В парфюмерии принято объединять духи со схожими нотами и запахом в ольфакторные группы или семейства. Делается это именно для того, чтобы облегчить потребителю выбор в многообразии душистого мира, сориентировать его. Вот этим мы и займёмся в первом блоке нашего "Парфюмерного конструктора":
Вы уже знаете, к какому семейству относятся любимые Вами духи? Если нет, то обязательно выясните сегодня. А пока немного отвлекусь - давайте обсудим, зачем вообще мы покупаем ароматы.
Зачем нужны ароматы
Для любителей разобраться во всём досконально, предлагаю схему, которая показывает, как и почему мы чувствуем запахи:
Итак, душистые раздражители формируют сигналы, поступающие в лимбическую систему головного мозга, анализирующую запахи и эмоции. В результате этого анализа у нас:
1. Меняется настроение - как часто тот или иной запах передавал Вам эмоции? Например, ёлка и мандарины - ожидание Нового Года.
Аромат свежего хлеба - возбуждение аппетита.
Кстати, этим приёмом часто пользуются маркетологи. Слышали про арома-маркетинг? Про него мы тоже поговорим в наших статьях.
2. Просыпаются воспоминания - вдыхая аромат, мы вспоминаем не только эмоции, но и события, связанные с данным запахом.
Подруга рассказала мне историю, как она купила вожделенный парфюм в командировке и заболела затяжной простудой. Теми духами пользоваться она так и не смогла - сразу вспоминала неприятные болезненные ощущения. А у Вас такое бывало?
3. Аромат как самовыражение - выбирая тот или иной запах мы подаём невербальные сигналы окружающим. Это как с выбором одежды. Вы знаете, о чём хотите рассказать?
Выбирая духи, мы создаём ароматную магию, которая вызывает в нас эмоции, будит воспоминания и передаёт информацию. Вот поэтому и возникает проблема с выбором - подсознательно мы чувствуем, что парфюм - это нечто большее, чем просто душистое облако, и ждём от него определённого эффекта, настраиваясь на образ, заданный рекламой или маркетинговым описанием. Но это просто маркетинг! Иллюзии, появившиеся у рекламщика или создателя запаха могут не совпадать с Вашими. Поэтому предлагаю не вестись на эту информацию, а тщательно разобраться с тем, что нужно лично Вам, что Вас привлекает. И в этом мы никак не сможем обойтись без классификации ольфакторных семейств.
Парфюмерные семейства
Когда я готовила информацию по выбору парфюмов, я встретила несколько форм классификаций душистых групп. У них есть плюсы и минусы, но они являются международно признанными, поэтому любой консультант Вас поймёт. Давайте на них посмотрим.
Колесо ароматов Майкла Эдвардса
Майкл Эдвардс - британский систематик ароматов, историк и редактор-основатель журнала "Ароматы мира", крупнейшего руководства по классификации парфюмерии.
В 1992 году создаёт своё знаменитое колесо:
В нём выделены всего 4 душистые группы:
- восточные;
- древесные;
- свежие;
- цветочные
Особняком стоит группа "фужеры", расположенная в центре колеса.
Каждая из групп которых разделена на подгруппы.
Соседние группы максимально похожи, противоположные - полярные. В чём удобство именно этого круга: наглядно видна взаимосвязь душистых нот в движении. Скажем, чтобы получить мягкоцветочный аромат, нужно к цветочным нотам добавить альдегиды и пудровую составляющую.
Идём дальше, скажем, Ваш любимый аромат Aqua Allegoria Herba Fresca Guerlain. В официальной пирамидке заявлены мята и зелёный чай в качестве сердечных нот. Классифицируем аромат, как относящийся к группе зелёных (green). Видим, что противоположная на круге группа ароматов - ориентальные. Скорее всего, восточные ароматы Вам не понравятся (хотя это не факт, я люблю и "фреску" и некоторых представителей ориентальной парфюмерии).
Это очень удобно и нам пригодится - можете сохранить диаграмму как шпаргалку.
Классификация французского парфюмерного комитета
Ещё одна версия классификации предложена Comite Francais De Parfum. В ней выделяют 7 основных семейств, которые делятся на подклассы:
1. Цветочные - доминируют ноты цветов. Подразделяется на мноноцветочные, цветочный букет, цветочно-лавандовые, цветочно-альдегидные, цветочно-зелёные, цветочно-древесные и цветочно-фруктово-древесные, цветочно-морские, цветочно-фруктовые.
2. Шипры- бодрящие, объединяют в себе природную свежесть и сладость. Самая сложная в определении группа) Если сомневаетесь, посмотрите примеры в нашем путеводителе:
Шипры бывают: чистый шипр, шипрово-фруктовыми, шипрово-фруктово-альдегидными, шипрово-кожаные, шипрово-ароматические, шипрово-зелёные, шипрово-цветочные.
3. Фужеры - наименование произошло от французского слова "папоротник". Заключают в себе свежесть и влажность леса, отличаются свеже-пряным, горьковатым звучанием.
Выделяют чистые фужеры, фужерно-цветочные, фужерно-амбровые, фужерно-пряные, фужерно-ароматические, фужерно-фруктовые композиции.
4. Амбровые - тяжёлые, манкие, пряные, с выраженным восточным колоритом, могут быть сладковатыми или с бальзамическими оттенками.
Здесь различают: мягко-амбровые, пряно-цветочно-амбровые, цитрусово-амбровые, древесно-цветочно-амбровые, цветочные-полуамбровые, цветочно-фруктово-амбровые.
5. Цитрусовые - яркие, искрящиеся, с такими знакомыми нотками кисленьких плодов.
Могут быть: чистые цитрусовые, цитрусово-пряные, цитрусово-ароматические, цитрусовые-шипро-цветочные, цитрусово-древесные, цитрусово-зелёные, цитрусово-древесно-цветочные.
6. Кожаные - характерны слегка дымным, табачным аккордом, имеют животный нюанс. Запах очень характерный, может передавать кожу, замшу, дёготь.
Выделяют чисто кожаные, цветочно-кожаные, табачно-кожаные ароматы.
7. Древесные - характерны особенной бархатистой горечью, терпкостью, в которых могут присутствовать дымные, сладковатые и бальзамические оттенки.
Выделяют чистые древесные, древесно-цитрусово-хвойные, древесно-пряные, древесно-амбровые, древесно-ароматические, древесно-пряно-кожаные, древесно-морские, древесно-фруктовые подгруппы.
В этих классификациях, на мой взгляд, не достаёт морского и гурманского направления.
Ни одна из классификаций не совершенна, парфюмерия постоянно развивается, появляются новые ароматные направления, новые душистые молекулы. Но информация по ольфакторным семействам очень поможет нам в нашем дальнейшем исследовании. Итак, запомните основные виды ароматов и постарайтесь определить, к какой группе принадлежит (ат) Ваш любимый парфюм. Я уже готовлю к публикации краткую шпаргалку, чтобы быстро и просто определять ароматные характеристики.
Если есть вопросы или информация к обсуждению - жду Вас в комментариях.
Больше полезной информации в наших соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм