Найти тему
Газета "Гудок"

Вагоны помогали избежать цензуры, перевозить деликатесы и налаживать русско-китайские отношения. Три жемчужины из музейной коллекции

Оглавление

Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге – это один из крупнейших в мире музейных комплексов железнодорожной отрасли. В его основу легла коллекция Центрального музея Октябрьской железной дороги, а в собрание вошли уникальные единицы подвижного состава, с которыми связаны удивительные истории.

Айсиньгёро́ Пуи́
Айсиньгёро́ Пуи́

«Колесница» последнего императора

Вот служебный салон-вагон Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), также известный как вагон императора Маньчжурии Пу И.

Как рассказали в пресс-службе музея, его построили на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в Риге примерно в 1902 году для частной Китайско-Восточной железной дороги. Он имеет конструкцию кузова типа полонсо с несущими нижними полустенками в виде ферм из толстых железных листов, в связи с чем вагоны данного типа иногда называли бронированными.

Вместо второго тамбура здесь был устроен остеклённый салон с панорамным обзором, который использовался для совещаний или служил обеденным залом. Также в вагоне есть купе для первого лица с отдельным туалетом и ванной, купе для прислуги и сопровождающих, кухня. Салон-вагон был оборудован пароводяным отоплением, имел собственный аккумулятор и генератор, был подключён к телефону и телеграфу.

КВЖД имела статус акционерного общества с русско-китайским капиталом. Революции, войны, оккупация – это часть истории КВЖД. В 1952 году руководство СССР передало права на дорогу КНР.

Салон-вагон в ходе всех этих перипетий использовался для служебных поездок руководством Китайско-Восточной железной дороги, представителями военных и гражданских властей. «Вероятно, что в нём ездили такие деятели, как генерал Алексей Куропаткин, адмирал Александр Колчак, правитель трёх восточных провинций маршал Чжан Цзолин и его сын маршал Чжан Сюэлян, маршал барон Муто Нобуёси, император Маньчжурии Пу И, командующий Квантунской армией генерал Отодзо Ямада», – отмечают в пресс-службе музея.

Последнему китайскому императору Цинской династии Айсингеро Пу И вагон, согласно легенде, принадлежал в 1930-х годах. В годы гражданской войны в Китае (1945–1949) он был перемещён с Китайской Чанчуньской железной дороги в СССР, где использовался партийными и железнодорожными руководителями. Несмотря на то что салон-вагон был многократно переоборудован по вкусу владельцев, сохранилась значительная часть оригинальных интерьеров.

В Музей железных дорог России его передало Пермское отделение Свердловской железной дороги в 1995 году. В 2007 году вагону был возвращён первоначальный вид с некоторыми исключениями, важнейшими из которых являются сохранение поздних тележек на роликовых подшипниках, поздних сцепных и поглощающих устройств, а также увеличенных окон в торцовой стене.

Багажный вагон серии Д был специально оборудован для перевозки черноморских деликатесов для пассажиров, например, устриц из Севастополя. Такой же вагон Д-1734 перевозил в 1904 году тело Антона Павловича Чехова, умершего на курорте в Германии.
Багажный вагон серии Д был специально оборудован для перевозки черноморских деликатесов для пассажиров, например, устриц из Севастополя. Такой же вагон Д-1734 перевозил в 1904 году тело Антона Павловича Чехова, умершего на курорте в Германии.

Отделение для деликатесов

Рядом с салоном-вагоном последнего китайского императора в музее расположен багажный вагон серии Д Северо-Западных железных дорог. Казённые Северо-Западные железные дороги появились в 1907 году в результате объединения Санкт-Петербурго-Варшавской, Балтийской и Псковско-Рижской железных дорог. В 1909 году для казённых железных дорог был создан единый тип трёхосного багажного вагона. На Санкт-Петербурго-Варшавской и Северо-Западных железных дорогах багажные вагоны имели серию Д и отличались наличием отделения для устриц, которые в дореволюционной России считались распространённым деликатесом. Их добывали в Чёрном море, главным поставщиком товара были устричные фермы в Крыму. Например, к императорскому столу подавались севастопольские устрицы.

Вагоны этого типа строились мастерскими Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги в 1894–1900 годах. Такой же вагон Д-1734 перевозил в 1904 году тело Антона Павловича Чехова, умершего на курорте в Германии.

Александр Куприн писал:
«Точно сон, припоминаются его похороны. Холодный, серенький Петербург, путаница с телеграммами, маленькая кучка народу на вокзале, «вагон для устриц», станционное начальство, никогда не слыхавшее о Чехове и видевшее в его теле только железнодорожный груз…»

В экспозиции Музея железных дорог России сохранился старейший четырёхосный почтовый вагон. Он пережил три революции и две мировые войны. В результате работы реставраторов интерьер вагона был полностью восстановлен.
В экспозиции Музея железных дорог России сохранился старейший четырёхосный почтовый вагон. Он пережил три революции и две мировые войны. В результате работы реставраторов интерьер вагона был полностью восстановлен.

Избежать цензуры

В экспозиции занимает своё место и почтовый вагон Самаро-Златоустовской железной дороги. Этот старейший сохранившийся в России четырёхосный почтовый вагон на тележке Пульмана предназначался для перевозки почтовой клади весом до 600 пудов (9,8 тонны), длина кузова – 18 м. Он построен Русско-Балтийским вагоностроительным заводом в Риге в 1902 году для линии Самара – Челябинск Самаро-Златоустовской железной дороги или Москва – Курск – Харьков Московско-Киево-Воронежской железной дороги.

Деревянный вагон пережил три революции, две мировые войны, а сохранился в том числе благодаря тому, что длительное время использовался для хранения белья на пункте технического осмотра пассажирских вагонов дальнего следования на станции Ленинград-Пассажирский-Финляндский. Оттуда вагон и был передан в музей в 1990 году.

Специалисты обнаружили сохранившийся исторический каркас, множество оригинальных деталей. В результате работы реставраторов интерьер вагона был полностью восстановлен. Внутри располагаются две багажные кладовые, служебное помещение для разбора корреспонденции, тамбур и уборная. Посетители могут отправить открытку, опустив конверт в прорезь для писем на стенке вагона, так же как и в 1902 году, когда любой прохожий мог опустить свой конверт, пока поезд находился на станции. Такой способ был особо ценным, потому что письма при такой отправке практически не подвергались цензуре.

Анна Булаева
Фото Виктора Казарина