Изменение экономическо-политической ситуации в стране вызвало уход большого количества иностранных компаний с российского рынка. Кто-то покидает РФ окончательно и бесповоротно, закрывая бизнес. Кто-то пытается продать активы и найти независимых российских инвесторов. Остальные компании реструктурируют бизнес, не торопятся уходить окончательно, переводя активы на номинальных российских или иных держателей, либо временно замораживая операционную деятельность.
Так, при продаже акций, долей в УК, операциями с недвижимым имуществом, где требуется разрешение Правительственной комиссии, возникает необходимость проведения оценки бизнеса или активов. Требования Правительственной комиссии предусматривают проведение оценки передаваемого актива и экспертизы отчета в саморегулируемой организации оценщиков. Если совершаемая операция не требует одобрения Правительственной комиссии, в подавляющем большинстве случае для таких сделок целесообразно проводить оценку - для снижения рисков ее оспаривания, налоговых и иных рисков.
Жевательный мармелад
Начиная с 2022 года компания Valrus провела большое количество оценок как бизнеса, так и активов, принадлежащих иностранным инвесторам. Об одном таком кейсе мы и поговорим.
Оценке подлежали исключительные права на товарные знаки продукции международного кондитерского концерна. Товарные знаки используются для наименования и брендирования жевательного мармелада.
Оцениваемая продукция является одним из лидером рынка – её можно встретить практически в каждой торговой точке, она известна большинству взрослых и детей. Товарные знаки представляли собой локализованные бренды, используемые для производства и дистрибуции продукции на территории РФ. Международная корпорация передавала пакет товарных знаков своей дочерней российской компании в рамках реструктуризации деятельности в РФ.
Поскольку сделка могла рассматриваться как сделка с заинтересованностью и подпадала под налоговый контроль в рамках трансфертного ценообразования, налоговыми юристами было предложено провести оценку передаваемых активов в независимой оценочной компании Valrus.
Используемая методология оценки
Для оценки товарных знаков мы использовали комбинации доходного и сравнительного подходов. Был проведен анализ доходности производства и реализации продукции под данными товарными знаками, анализ ставок роялти по лицензионным договорам по сопоставимым товарам, с учетом корректировок определена ставка роялти для оцениваемых брендов, рассчитан денежный поток методом освобождения от роялти, а также методом преимущества в прибылях.
Одним из существенных моментов при проведении оценки стало разделение суммарных потоков роялти, связанных с брендированием продукции между различными товарными знаками. Ведь помимо брендирования локализованными товарными знаками продукция брендировалась и товарными знаками, используемыми на международных рынках. Выделение доли роялти, приходящееся на российские наименования, производилось пропорционально доли данных изображений в суммарной площади брендирования продукции на ее упаковке.
Клиентом была проведена скрупулёзная работа по расчету данных соотношений по продукции каждого наименования из ассортиментного перечня, а нами использовались отчеты о продажах с соответствующей детализацией. То есть использовались не только валовые данные о продажах, но и данные о продажах, детализированные до конкретных ассортиментных позиций. Ведь доли локализованного брендирования и соответственно размер роялти, приходящихся на оцениваемые ТЗ, в продуктах с разной упаковкой отличались.
Итог
Результаты оценки несколько отличались от ожиданий клиента, но после объяснения нашей методологии, подхода и основных принятых для расчета допущений, клиент согласился с представленными выводами и был полностью удовлетворен результатом оценки. Мы очень надеемся, что наша оценка поможет компании продолжить работу на рынке России, и мы будем дальше радовать наших детей вкусными мармеладными мишками и змейками.