Михаилу Хазину на встрече с Александром Вальдманом был задан вопрос:
А что по поводу угрозы со стороны того, что большое количество стран хотят вступить в БРИКС?
Ответ Михаила Хазина:
Ну, хотят и хотят, у них совершенно другая цель. Дело в том, что ключевая проблема современной жизни экономической состоит в следующем: под завышенный спрос была создана абсолютно излишняя, с точки зрения здравого смысла, инфраструктура функционирования бизнеса, ну, экономики в целом: логистическая, страховая, всякая-всякая-всякая, в конце концов инфраструктурная.
То есть понастроили всяких бизнес-центров, в которых лифты скоростные, в которых вода горячая, понастроили всякие молы торговые, которые сейчас закрываются, потому что они не рентабельные при падении спроса и так далее, и тому подобное.
Соответственно, сегодня того дохода, который формирует экономическая система, недостаточно для того, чтобы обслуживать вот эту инфраструктуру. От нее нужно отказываться, но при этом, исходя из логики, что совокупный спрос будет падать.
Беда состоит в том, что падение спроса будет настолько сильным… Я, собственно, в книжке об этом писал. Сначала мы с Андреем Кобяковым 2003 году оценили масштаб падения спроса в книжке «Закат империи доллара и «Pax Americana». А вторая книжка – это «Воспоминания о будущем», книжка 2019 года, где я уже всю экономическую теорию изложил целиком, кризиса современного.
Еще пока никто не понимает, но только чувствуют, что через 20-25 лет нужна будет новая инфраструктура экономическая, новая полностью. Старая не годится, она при падающем спросе становится не рентабельной.
Грубо говоря, если у вас в небоскребе бизнес-центра занята только треть помещения, он становится нерентабельным. Вам надо выключать лифты, вам надо, грубо говоря, две трети верхних этажей закрывать. Но тогда что вы должны сделать?
Либо вы должны перестать ремонтировать это все, потому что это тоже бешеные деньги, но тогда легче это снести, либо вы должны тратить бешеные деньги на поддержание этого всего в полном понимании, что туда никто никогда не заселится.
Кстати, пресловутые сходы с рельсов поездов в Соединенных Штатах Америки – это следствие абсолютно банальной вещи: на протяжении примерно 10-15 лет в целях экономии не занимались текущим ремонтом. Ну, еще подождем годик, сейчас денег нет, а вот сейчас кризис закончится.
Собственно, кризис начался в 2008 году. Сколько лет прошло? Как раз 15 лет и прошло. Кстати, такая же ситуация была в СССР в середине 80-х, то же самое.
Вот это один к одному. Не хватает денег на текущие ремонты вот этой инфраструктуры. И дальше будет все хуже и хуже, и хуже. И поэтому в городах мы видим, что началась разруха.
Вспомните, что в Нью-Йорке была разруха в 70-е годы. Потом поменяли модель, из города производственного сделали город сферы услуг и на бешеной эмиссии, на рейганомике подняли город и там стало шикарно. В 90-е годы картина была такая. А сейчас все возвращается обратно.
Экономическая модель кризиса начала 30-х годов прошлого века и кризиса 70-х годов, и нынешнего, а также кризисы СССР 80-х годов одна и та же. Но это, собственно, в книжке написано «Воспоминания о будущем».
Читать в продолжение темы: