«Мы делаем фотографии, чтобы понять, что значит для нас наша жизнь». Ральф Хэттерсли
Поездка вместе с тульским фотоклубом «ПРОсвет» порвала все мои шаблоны. Как когда-то в 1839 году появление фотографии изменило мир, так и мой мир точно не будет прежним! Или, как минимум, мой фотовзгляд на него.
Я люблю фотографировать и регулярно это делаю для себя и для блога. В основном в кадр попадают топовые достопримечательности в привычных ракурсах. Из непривычного моей фантазии обычно хватает самое большее на перевернуть камеру телефона, прилечь, окунуться в лужу или найти живописный цветок/кусты в качестве обрамления.
Мои живописные приемы в действии😁
У просветовцев иной подход. Как сказал один из участников Евгений Степанов:
Нам не нужна достопримечательность, нам нужен кадр.
И какие кадры получились, я вам скажу, просто вау! Такого фоторассказа о Серпухове вы наверняка не видели.
Тульский фотоклуб «ПРОсвет» появился 3 года назад на базе Тульской областной научной библиотеки. За это время клуб стал отличной площадкой для всех любителей фотографии, желающих расти и развиваться в фотоискусстве. На встречах участники обмениваются опытом, делятся фишками, креативом и нестандартными подходами. Провели уже несколько групповых выставок. Кстати, спойлер, в августе в Выставочном зале Тула состоится еще одна. Следите за анонсами. При этом участником фотоклуба может стать абсолютно любой желающий, даже если вы новичок, снимающий на мобильный телефон.
Фотография – это целый мир в одном мгновении, которое останавливаешь именно ты. И это умение выхватить момент и показать свое абсолютно личное, самобытное видение, завораживает.
В этой поездке Серпухов раскрылся для меня с нестандартной стороны. Вместе с фотохудожниками я увидела особую геометрию города, его топовые достопримечательности под необычным ракурсом. А также закоулки, дворы, столбы, тени, люди, кони. Обычная жизнь, но так эстетически выхваченная. Столько деталей создали свою неповторимую повествовательную ткань города.
Давайте смотреть и знакомиться с городом и фотохудожниками.
Стартуем из самого центра Серпухова. На бывшей Торговой площади нашлась сразу куча интересностей. 4 сквера, торговые ряды, дедушка Ленин, князь Святослав, граффити, Биг-Бен, двор почти колодец и самое главное много интересных вертикалей и неповторимой геометрии.
Я в поисках необычных ракурсов долго «играла» с металлическими трубками.
А вот, что привлекло взгляд просветовцев. Будто специально для них рабочие расставляли яркие металлические конструкции.
А вот как обыграли яркое, жизнерадостное граффити на здании Дворца творчества детей и молодежи. И словно в поддержку темы беззаботного детства, прибежали в кадр две катающиеся девочки.
С другой стороны здания не менее эффектное граффити.
Потом мы пошли на поиски «Серпухова по-питерски». Конечно, надо обладать недюжинной фантазией и гибкостью, чтобы получился двор-колодец. Но таки получился.
Этот дом называют "Дом с часами". Часы, между прочим, сделаны фирмой Фридриха Винтера. Самый известный часовой механизм этого производителя установлен на Думской башне на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Питер привет!
Не обошли вниманием мы и обязательный атрибут всех центральных площадей – дедушку Ленина. Он просто идеально рифмовался с вертикалями столбов и фонарей. Евгению даже удалось принарядить его в оригинальную шапочку.
А мне обрамить цветочками.
И в четком ритме деревянного навеса.
А мы уходим из центра, высматривая необычные детали. Мне было невероятно любопытно, как каждый участник выбирает тот самый кадр. Что именно он хочет рассказать через свою фотографию.
Вот, что мне поведал Игорь Титин.
Наверное, у меня нет цели именно рассказать что-то. Разве что всегда хочется донести то ощущение, которое до сих пор не покидает меня самого: посмотрите, какая красота буквально лежит перед нами каждый день, а мы проходим мимо и не замечаем!
Обычно во время прогулки я просто жду, пока какой-нибудь вид не зацепит меня. Это может произойти из-за чего угодно, будь то необычный свет, композиция или интересная текстура.
Вообще, фотопрогулка - это, скорее, не работа над проектом, а импровизация, или поход за грибами, если хотите.
Когда я позже увидела фото участников, то поймала себя на мысли: ого, а где это было. Ого, как это было увидено. Поэтому просветовцы всегда поглядывают на коллег, вычисляя, что же такого могло заинтересовать. Очень понравилось, как об этом рассказала Екатерина Новикова.
Благодаря фотоклубу, городская фотография для меня обернулась богатой разножанровостью. Ввиду практически всеобщей доступности техники, способной выполнять снимки, все мы, так или иначе, проходим стадию туристической фотографии: «Здесь был Х». А уже потом, на фоне насмотренности живописью, кинематографом, скульптурой, приходит осознание, что нажать кнопку спуска затвора – это ещё не всё волшебство, это лишь физика. Магия же начинается, когда ты на само своё сознание надеваешь линзу. Тогда каким-то необычным образом действительность начинает подражать искусству – виданному тобой и не виданному. Эти ментальные линзы надо натренировывать – замечать сюжеты, находить геометрию, вскрывать психологию. Тренироваться быстро эти линзы менять или объединять… А ещё немного творчески отстраняться от действительности, потому как в обыкновенном своем состоянии ума и внимания нечто особенное увидеть весьма трудно. Конечно, в момент отстранения и выявляются внутренние блоки, ведь ты автоматически становишься «другим». Во всяком случае, тебе так кажется. А быть немного странным и отличающимся всё как-то проще в компании.
Наши фотопрогулки – это комфортная среда для таких внутренних преобразований, для творческих поисков и для игр с ментальными линзами. И, несмотря на индивидуализм самого искусства фотографии, творческие результаты участников клуба во время пленэров всегда содержат кусочек командной работы. Можно даже сказать, работы «просветовского» духа.
Исторический центр Серпухова просто какой-то эталон провинциального русского города. Такие уютные деревянные домики, старинные храмы, словно машину времени открутили назад и ты оказался в каком-то веке, когда дамы неспешно прогуливались под ручку с кавалерами, а из транспорта были лишь гужевые повозки.
Для другой участницы Галины Лопуховой важна красота в каждом кадре. Фотографируя, она словно рисует. И Серпухов оказался идеальной натурой с яркими цветными точками, старенькими домишками и дополняющими картину колоритными деталями.
Взгляд фиксирует, идет внутренний отклик и фотографируешь. Потом пропускаю кадр через объектив. Если там композиция выглядит не привлекательно, то не снимаю. Эстетика, красота кадра должна быть, как картина. Я рисую, поэтому на кадр смотрю, как на картину художника. Снимок должен быть таким, чтобы мне захотелось повесить его на стену.
Графика и геометрия Серпухова, для меня не всегда очевидная, на фото Евгения Степанова превращается в какую-то невероятно тонкую и выверенную историю.
Для меня фотография существует в первую очередь для глаз и предполагает, прежде всего, визуальное восприятие. Глядя в окуляр видоискателя, я стараюсь построить картинку, основанную на игре линий, света и тени, цветов и фактуры, взаимодействия предметов и планов между собой. Сочетание всех или части этих факторов визуально организовывает фотографию, часто позволяя создать новую, отличающуюся от обыденности реальность. И это занятие затягивает настолько, что отказаться уже невозможно.
Считаю, что фотография должна быть честная и прямая. В погоне за «красивой» картинкой авторы часто умалчивают про манипуляции со своим кадром в ФШ. Снимаю, чтобы делиться своими впечатлениями и видением с другими людьми.
Все, что скорее всего пройдет мимо вас, для следующего нашего героя обязательно наполнится необычным смыслом. Даже самые обыденные вещи на фото Михаила Ширшова приобретают метафизическое прочтение.
Когда изменилось мировоззрение, появилась потребность увидеть в нашем привычном мире что-то непривычное. Фотография – это способ посмотреть на наш мир. Фотография является выражением моей идеи мировосприятия. С помощью нее я пытаюсь нестандартно показать стандартное. Мне не нравятся границы сознания. Мы привыкли мыслить стереотипами, а хочется внутренней свободы, хочется уйти от рамок, научиться видеть не стандартно.
Например, мы, когда ходим, то в основном смотрим вперед, а попробуйте поменять точку взгляда вверх или вниз. У меня взгляд метафизический, поэтому и видение другое, и наполнение, и компоновка кадра. Метафизика у меня будет везде независимо от места съемки.
Из поездки у нас получились не только фото города, но и фото нас. Как фотографы фотографируют, одна из любимейших тем для руководителя фотоклуба Марины Корабельниковой.
Фотопрогулка – это когда кайфуешь от самого процесса. Мне нравятся тени, линии, в каждом городе своя геометрия. Люди и наши фотографы тоже всегда мои герои. Нравится ловить процесс, как фотограф фотографирует, на что он обращает внимание, начинаешь смотреть его глазами на это место. Так мы заряжаемся друг от друга.
Нравится фотографировать персонажи. Некоторые ждут, чтобы людей не было в кадре, а я сижу, жду, чтобы был человек. Мне важен человек.
Мне нравится фотографировать сериями. Любимые темы, которые будоражат: люди, окна, геометрия, персонажи, фотографы. Через них ярче для меня раскрывается и сам город.
Серпухов произвел на всех нас самые приятные впечатления. Город, которым однозначно хочется любоваться. И о котором еще столько всего хочется рассказать, что я обязательно и сделаю в следующих статьях.
А закончить знакомство с фотохудожниками хочется цитатой Аарона Сискинда:
«Фотография – это способ чувствовать, касаться, любить. То, что вы поймали на пленку, запечатлено навсегда… плёнка хранит память о мелочах даже тогда, когда вы всё забыли».
Огромная благодарность фотоклубу ПРОсвет за это дивное путешествие. Присоединяйтесь к клубу и до новых фотооткрытий! А в следующей статье я расскажу о достопримечательностях Серпухова и какими мы их увидели.
По ссылке можно посмотреть видео из поездки.