Курс Библейской типологии, 2
В Писании заложены громадные, немыслимые откровения для честного и внимательного читателя. Этот цикл - несколько академичный, уж простите, призван помочь читателям Священного Писания (каковыми вы, надеюсь, являетесь) обрести основной "богословский инструмент", необходимый для надежного, систематического личного чтения и изучения Писания. В предыдущей публикации этого цикла мы начали разговор о типологии. Этот инструмент сделан не богословами, но дан нам Богом, многократно открыт в Писаниях.
Границы Типологии
Типология (греч tupos архетип, модель) - известное понятие среди богословов. Типология была наиболее древним, библейским законным и традиционным методом богословского истолкования. Однако, помимо своего ограниченного места в узкой области христологии, метод в значительной степени игнорировался христианскими богословами. Поясню, что в христологии (науке о Христе) ветхозаветние мессии (спасители, помазанники, такие как судьи, цари, пророки, священники) и пророческие события-модели Ветхого Завета указывали на Христа Мессию. Это то, как Сам Иисус Христос понимает и трактует Ветхий Завет - Он видит в нем Себя.
Но этим не ограничивается типология - этим ограничиваются, увы, богословы. Иисус Христос говорил, вслед за пророчествами Ветхого Завета, и о будущей истории народа Божия, и о судьбах различных народов - как это представлено в Писании. Начиная Новый Израиль - Христианскую Церковь - Иисус предрекал этому Новому Израилю исторический путь, удивительно (типологически) схожий с историей старого, Ветхозаветнего Израиля. И особенно это касалось событий последнего времени - или Дня Господня, как называет это время Писание. Типология ярко сияет на каждой странице Нового Завета, отсылая нас в события прошлого, чтобы уразуметь пророчества о будущем - о нашем с вами будущем в особенности.
Это - историческая типология Священной Истории. Мы откроем для себя целый мир последовательно применяя типологию Священной Истории Израиля к истории Нового Израиля - Христианского царства.
Типологии будет восстановлена на свое законное место, чтобы она была используема, как и предполагалось, для обеспечения различных богословских взглядов на каждый конкретный библейский текст. Когда это сделано правильно, типологические перспективы текста приходят к внутреннему согласию, и мы имеем реальную, яркую и многомерную живую картину - Истину - которую Слово и Дух представили нам. Когда я делюсь этими находками с вами, дорогие читатели, я надеюсь и молюсь о том, чтобы ваши личные исследования пророчеств Библии вышли на новый уровень.
Об истории типологии
Авторы Нового Завета широко используют типологию в своих трудах, указывая на новое, более полное и более совершенное исполнение типов Ветхого Завета в рамках Нового Завета и открывшейся Новой истории. Широко признано, что Церковь Нового Завета (или Новый Израиль) можно рассматривать как воплощенный прообраз Ветхого Завета плотского Израиля. Типология была известна уже среди первых христиан, а затем их наследников, как, собственно говоря, богословие. Оба события - прошлого и настоящего (или будущего) - являются историческими, и оба они представлены в Писании.
Одна из целей типологии для христиан заключалась в том, чтобы продемонстрировать, что служение Иисуса и Первое Пришествие было предсказано и известно наперед, а Евангелия действительно содержат множество пророчеств Ветхого Завета, исполнившихся в жизни Христа, равно как и цитаты из Ветхого Завета, которые прямо и косвенно связывают Иисуса с ветхозаветными пророчествами. Например, Павел в Адама «образом (типом, прототипом) [тύπος] Того, Кому надлежит прийти», т.е. образом Христа. Он сопоставляет Адама и Христа как в 5-ой главе Послания к Римлянам, так и в 15-ой главе Первом Послании, использует термин ἀντίτυπον (antitypon).
Как отмечает Эрик Ауэрбах в своем очерке под названием «Фигура», в раннем Христианстве именно типология была наиболее влиятельным методом толкования Ветхого Завета – по крайней мере в те времена, когда христианство распространялось среди народов Средиземноморья, а также в Северной и Западной Европе. Ауэрбах отмечает, что этот метод был доминирующим в понимания Ветхого Завета вплоть до Реформации, т.е. ветхозаветние тексты истолковывались как «figura rerum (репродукция фигуры) или феноменальное пророчество».
Типологическое истолкование было ключевым элементом средневекового реализма, и оставалось значимым в Европе «вплоть до восемнадцатого века». Однако с эпохой модернизма типология отошла на второй план. Восточная Православная Церковь во многом сохранила типологический метод благодаря тому, что эта церковь во все исторические периоды уделяла и уделяет большое внимание преемственности в изложении доктрины, а типология по-прежнему является всеобщим и частым в использовании экзегетическим инструментом Восточной Православной Церкви.
О «спонтанной» типологии и Систематичном подходе
Многие христианские исследователи истории скорее интуитивно, нежели на основании систематической оценки, делали типологические сравнения между библейскими событиями и событиями, имевшими место в ходе истории. Они также пытаются оценить смысл исторического события. Одним из ярких примеров этого является традиционное сравнение Авиньонского пленения и наименование его Вавилонским пленением Церкви. Оба события являются историческими, и оба они вызваны отступничеством народа Божьего.
Подобная логика прослеживается в проповедях, так как многие проповедники находят параллели между библейскими событиями и событиями в истории Церкви. Поскольку нет систематического подхода, то эти попытки вряд ли могут подняться выше общих аллегорий. Не всегда существует бесспорная связь между типом и антитипом в подобных спонтанных подходах. Тем не менее существуют некоторые поистине ценные находки, хотя они и не основаны на систематическом подходе.
Пуритане, например, толковали свою историю типологически, считая себя типологически соответствующими исходу израильтян из Египта. Они, таким образом, применяли типологию как к сходному духовному опыту, так и к реальным историческим событиям. К сожалению, подобный интуитивный подход остается неразвитым, и в основном ограничивался частными выводами и оценками, которые люди делали, применяя еще не сформированный метод типологических перспектив.
Вот еще пример. Протестантская Реформация утверждала тезис о том, что Римско-католическая церковь является Вавилоном, то есть антитипом ветхозаветного города и государства, печально известного своей смесью истинной и ложной религии и угнетавшим народ Божий. Эта типологическая интерпретация не пришла с Реформацией, а фактически предшествовала ей. (см. сноску 1)
Однако, в отсутствие каких-то четких руководящих принципов, мы будем блуждать по истории в оцепенении, следуя собственным интересам и эмоциям. Таким образом, мы сталкиваемся с выбором — либо мы должны признать, что сравнение событий и тенденций истории Церкви с библейскими событиями может быть принято только как форма аллегории и подходить к ней как к чисто иллюстративному материалу, либо мы должны попытаться определить, каковы принципы (если таковые имеются), которые позволили бы нам проследить типологическую корреляцию.
Вот этим мы и будем заниматься в этом цикле, и заниматься систематически, с первых строк Писания. Запаситесь терпением. Мы будем шаг за шагом приобретать то, о чем говорил Филипп Низье. Я приводил уже эту цитату в предыдущей публикации, но позвольте мне повториться:
"Вы наверняка заметили, какими деталями иногда изобилуют описываемые (в Священном Писании) факты, значение которых, казалось бы, совершенно второстепенно, как с философской точки зрения, так и с исторической; тогда как другие места Писания, описывающие важные события в истории народов, не получили подобного развития.
Не следует забывать, что все элементы священного познания, сверхъестественных знаний скрыты во второстепенных деталях. Однако посвященным было предписано – и они до сих пор это соблюдают – скрывать эти детали, чтобы их не использовали не по назначению те, чье стремление к Богу не достигло того уровня, который гарантировал бы сдержанное, благоразумное и благотворное использование этих знании, авторитета и возможностей, которые они предоставляют, и которым надлежит быть использованным только для прославления Бога и любви к ближнему."
Сноска 1: (См. Дэвид М. Уитфорд (David M. Whitford), «Папский антихрист»: Мартин Лютер и недооцененное влияние Лоренцо Валлы (The Papal Antichrist: Martin Luther and the Underappreciated Influence of Lorenzo Valla), Renaissance Quarterly, 61:26–52, Spring 2008. См. также Бернард Макгинн (Bernard McGinn), Антихрист: две тысячи лет человечество очаровано злом (Antichrist: two thousand years of the human fascination with evil), New York: Columbia University Press, 2000.