Предисловие к Семинару
Апостол Павел говорил о том, что верующие должны духовно и интеллектуально питаться не только "духовным молоком", но и "твердою пищею" (1 Кор 3:2). Вот и мне хотелось бы, наряду с духовным молоком, которым я ежедневно делюсь на ОС, давать еще и "твердую пищу" - то есть обучить желающих самостоятельно исследовать Священное Писание и пророчества. И в качестве главного инструмента и метода исследования я предлагаю Типологию как главный, если не единственный метод, способ, инструмент толкования Писания, установленный самим Богом и явленный в самом Писании. Типологии - лишь звучит сложно, таинственно. На самом деле это название простого и хорошо уже знакомого нам библейского принципа, выраженного словами премудрого Соломона:
«Что было, то и будет;и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» Еккл.1:9
То есть, речь идет о систематическом, указанном Священным Писанием, повтором в будущем событий, которые носят принципиальное сходство с событиями прошлого, на которые Писание указывает. Это и есть - Типология. Священное Писание - в особенности Евангелия и книга Откровения - как бы стоят между прошлым и будущим и говорят о будущем на единственно понятном нам языке - прошедших событий.
Также и апостол Павел писал о том же:
«Все это происходило с ними, как образы; а написано в наставление нам, достигшим последних веков» 1 Кор.10:11.
На первой лекции преподаватель обычно представляется студентам. Но мы с вами уже давно знакомы, уважаемые друзья Открытой Семинарии, поэтому лучше разрешите мне представить вам Королеву Наук – ее величество Богословие. Когда-то Богословие по праву считалось Королевой Наук. Но ряд «научных» революций сверг королеву с престола. Но ей суждено вновь воцариться на троне науки - потому что никакая наука без библейского богословия наукой не является, но является теорией, ставящей своей целью "доказать" отсутствие Бога и никчемность богословия. Все этот скоро радикальным образом изменится.
А пока, на ОС мы учимся богословию. Мы готовимся не только к возвращению государя, царя, но и к возвращению на должное место Богословия - царицы наук. Этот достаточно компактный курс я приготовил для тех, кто читает и изучает Священное Писание.
Мы не должны навязывать Слову свои условия толкования, свои правила игры, свои рамки, свои вопросы. Скорее, мы должны прислушаться к Слову – научиться прислушиваться – и разглядеть те внутренние условия толкования, те правила игры, те рамки, те вопросы, которые предлагает нам Бог через Свое Слово. И тогда мы вдруг получаем свободу. Тогда рамки богословия внезапно расширяются, и перед нами открывается целый новый мир. И это уже не мир сухой морали и доктрин. Это живой мир, это, в первую очередь, история прошлого, оценка настоящего, и пророчество о будущем.
Научившись читать Библию «изнутри» мы серьезным образом расширим как горизонты богословия, так и свои собственные духовные и интеллектуальные горизонты. Мы увидим, помимо всего прочего, что пророческое и типологическое видение Библии охватывает не только христологию (наука о Христе), но и экклезиологию (наука о Церкви), и в особенности Священную пророческую Историю - прошлого, настоящего и будущего. С точки зрения автора, дать библейскую – моральную и пророческую – оценку истории, сегодняшним обстоятельствам и даже событиям будущего возможно. Мы откроем для себя целый новый мир пророчеств - и увидим все происходящее вокруг нас в новом свете.
Практическая ценность
Между Семинарией и Церковью существует разрыв. Я не говорю о некоторых частных конфессиональных учебных учреждениях, я даже не имею в виду конкретные конфессии. Существует проблема, с которой сталкиваются все христианские конфессии: растет разрыв между миром богословов и рядовых христиан. И необходимо признать, что разрыв этот растет уже давно.
Но в настоящее время дело дошло до того, что даже самые консервативные богословы утратили связующую нить доверия с консервативными христианами. Один из мостов, который вот-вот рухнет из-за постоянно расширяющегося зазора проложен в области систематического богословия и пророчеств Библии. Пытливый исследователь, студент богословия, или просто каждый интересующийся богословием и просматривающий богословские книги, вероятно, заметит интересный парадокс: члены консервативных церквей и богословы, даже наиболее консервативные из них, говорят как бы на разных языках. Их интересуют совершенно разные темы, и они сами задают и отвечают себе на очень разные вопросы.
Особенно эта тенденция проявляется в области исследования пророчеств: иногда даже может показаться, что рядовые христиане почему-то больше интересуются пророчествами о Втором Пришествии Иисуса Христа, нежели большинство богословов. Христианин, ищущий Бога, готов задать различные, и в том числе конкретные, вопросы по тексту Священного Писания, тогда как богословы вообще склонны игнорировать подобное. И этому существует множество причин. Разрешите поделиться с вами теми из них, которые показались мне наиболее существенными.
По Божьему провидению, я жил между двумя мирами: между Церковью и Академией, или между Иерусалимом и Афинами, как выразился об этом Тертуллиан, — и я не мог снова и снова игнорировать эту, усиливающуюся с течением лет, тенденцию. Позвольте обрисовать вам масштабы этой проблемы на нескольких практических примерах.
В течении многих лет я получал и получаю от моих собратьев из поместных церквей и часто даже из разных частей мира фактически ежедневные обращения с просьбой помочь истолковать некоторые сложные заявления, обнаруженные ими в глубинах толстых и вовсе не простых книг Ветхого Завета. Людям нравится обращать внимание на те или иные пророческие замечания Ветхого Завета, которые выглядят так, как будто желают указать нам на то или иное событие последнего времени, или дня текущего, или же даже будущего истории. Люди всегда были заинтересованы — содержится ли в пророчествах что-то лично для них? И, в поиске ответов на этот вопрос, они приходили к своим заключениям и выводам.
Должен признать, что, хотя некоторые из этих открытий можно было бы назвать забавными, многие находки звучат разумно или, по крайней мере, совпадают с заключением многих богословов относительно истинного значения того или иного отрывка. В то же время для мира семинаристов многие из этих вопросов обычно остаются не замеченными и не заданными. Потому что студенты боятся показаться смешными и наивными или неортодоксальными. В действительности же, большинство «наивных» вопросов, неизменно продолжающих поступать богословам от простых христиан, вовсе не смешные. Задача пастора и богослова – возродить в людях интерес к изучению Писаний, а не, наоборот, воспрепятствовать им в этом. Но позвольте мне, для начала, раскрыть вам один трюк, которым пользуются многие богословы — хорошие богословы, — применяя его на своей пастве. Признаюсь, и я был вовсе не плох в этом трюке, да и сейчас он у меня прекрасно получается.
Преодолевая стереотипы
И это и не трюк вовсе – когда используется верно. Трюком он становится лишь тогда, когда нам говорят – «это все, ребята». Но вот именно так обычно и говорят. Итак, вот он этот трюк, который позволяет богословам оставлять без внимания вопросы людей относительно пророчеств. Опять же, я не говорю обо ВСЕХ богословах и протестантских конфессиях. Не все, но подавляющее большинство используют этот трюк. А вот и сам трюк: просто утверждать, что ВСЕ пророчества исполнились с Первым Пришествием Иисуса Христа. Просто делай это - и избежишь всех острых углов. И лишишься всех пророчеств.
Увидеть, найти Иисуса в Ветхом Завете является первоочередной задачей каждого исследователя Священного Писания. И какой бы вопрос относительно пророчеств вас не занимал, нам просто говорят: просто посмотрите на Иисуса. Иисус – вот ответ на все наши вопросы.
Это звучит красиво, не правда ли? Общее понимание этого высказывания – произнесенное вслух или невысказанное — состоит в том, что все пророчества исполнились в Иисусе Христе и не осталось ровным счетом ничего, чему надлежало бы еще быть исполненным. Все выглядит просто замечательно. Однако это лишь часть истины. На самом деле, Ветхий Завет так много говорит об остории человечества до самого конца земной истоии, так много говорит о Втором Пришествии Иисуса Христа, что совсем не удивительно, что люди, живущие во время Первого Пришествия Христа, и даже Его ученики в большинстве своем ожидали от Иисуса исполнения того множества пророчеств, которые как мы об этом знаем уже сегодня, касались Его Второго Пришествия.
Люди, жившие во времена Ветхого Завета и Первого Пришествия, могут быть легко оправданы, так как в Ветхом Завет ничего не говорится о Втором Пришествии Христа. Ветхий Завет много говорит о Пришествии Мессии, но понятия не имеет о двух пришествиях. Вот почему существовала такая богословская путаница между современниками Иисуса: они ожидали Могущественного Воина, Великого Царя, а пришел Израненный Раб. Но сегодня мы не имеем никаких оправданий, чтобы продолжать оставаться в неведении относительно пророчеств Ветхого Завета о том, что Мессия придет снова. Все, что нам необходимо, — это быть реалистами, прекратить использовать богословские трюки, и посмотреть — какую часть пророчеств Ветхого Завета исполнил Иисус Своим Первым Пришествием? Хочу сказать в защиту богословов, к которым и сам принадлежу.
Иисус действительно в каком-то смысле исполнил все пророчества Своим Первым Пришествием. Он пришел как Царь. Он врачевал больных. Он принес Царство Божье. Он воскрешал умерших праведников. Но, утверждая все выше написанное, напомню, что с Первым Пришествием были принесены только первые плоды мессианской деятельности Иисуса Христа. И, тогда как Он пришел как Царь, Его Царство все же не от мира сего. И хотя Он исцелял больных, все же им надлежало умереть, а множество других людей заболели и умерли, не пережив ни опыта исцеления, ни воскрешения. И хотя Он принес Царство Божье, оно остается внутри, а не снаружи.
Таким образом, мы можем ясно увидать, — и нет нужды говорить об этом более подробно, — что далеко не все пророчества исполнены. Или, точнее сказать, существуют пророчества, которые до сих пор так и остаются не полностью исполненными. И здесь опять появляется зазор для этого богословского трюка, чтобы представить весь Новый Завет как исполнение пророчеств Ветхого Завета в Первом Пришествии Иисуса Христа. И как только эта ненадежная соломинка, за которую вцепилось N-ное количество богословов, рухнет, им придется либо тонуть, либо плыть навстречу людям.
Предлагаю богословам и всем христианам всерьез и систематически воспринимать пророчества Священного Писания. В заключение этой вступительной статьи хочу привести удивительную цитату моего возлюбленного Божиего человека, Чудотворца - Филиппа Низье. Он писал, говоря об историях, записанных в Священном Писании - историях прошлого, но имеющих пророческую значимость для будущего:
"Вы наверняка заметили, какими деталями иногда изобилуют описываемые (в Священном Писании) факты, значение которых, казалось бы, совершенно второстепенно, как с философской точки зрения, так и с исторической; тогда как другие места Писания, описывающие важные события в истории народов, не получили подобного развития.
Не следует забывать, что все элементы священного познания, сверхъестественных знаний скрыты во второстепенных деталях. Однако посвященным было предписано – и они до сих пор это соблюдают – скрывать эти детали, чтобы их не использовали не по назначению те, чье стремление к Богу не достигло того уровня, который гарантировал бы сдержанное, благоразумное и благотворное использование этих знании, авторитета и возможностей, которые они предоставляют, и которым надлежит быть использованным только для прославления Бога и любви к ближнему."
Вот мы с вами и будем продолжать стремиться быть в числе тех посвященных, о которых пишет Филипп Низье, и которым открываются и будут еще открываться многие удивительные безошибочные пророческие детали, касающиеся нашего настоящего и будущего. На Открытой Семинарии вы постоянно находите для себя новые и новые удивительные пророческие детали. Мне хочется, чтобы вы твердо знали и понимали, что я не являюсь каким-то фокусником, вытаскивающим эти детали, или то, что мне хочется, из рукава. Мне очень хочется, чтобы и вы, читая истории далекого прошлого, видели не только модели настоящего и будущего, но и те многочисленные пророческие детали, которыми Писание изобилует, и которые нам совсем не помешают.
Для этого мы будем заниматься немножко теорией, говоря в наших открытых лекциях о библейской типологии, а также, для практики, рассмотрим одну из книг Священного Писания - Книгу Судей - из которой мы почерпнем много важных деталей, касающихся прошлой, настоящей и будущей нашей истории.