Как я писала в статье «Роза моей памяти» от 6 июля 2023 года, в моём репертуаре появилась средневековая стилизация. Почему стилизация? Да потому что средневековый танец имеет целый ряд специфических черт.
Во-первых, он достаточно простой, с неразвитой хореографией — тогда ведь не было Петипа, Григоровича, Алисии Алонсо, Баланчина и иже с ними. Именно поэтому есть во-вторых: танец был явлением массовым, а не сольным. Когда на сцене куча людей что-то исполняет в красивых костюмах, смотрится это достаточно интересно. А выпусти одного — публика сразу уснёт. По причине того, что я танцую только соло, пришлось достраивать хореографию.
В основе моего танца лежит баллада о даме эпохи крестовых походов, а это XI—XIII века, закат раннего средневековья и заря позднего. В те времена танцы были достаточно примитивными.
Если брать танцы раннего средневековья, то они были в основном хороводными. Круговое построение олицетворяет и форму солнца, и хождение вокруг костра-очага в ритуальных танцах.
Основной фигурой, объединяющей хороводные танцы, является круг. Круговая форма построения хоровода оказалась и очень удобной, так как, какое бы количество участников не собиралось в круг, они могли видеть друг друга, иметь возможность общаться, согласовывать свои движения и жесты.
Танцевальные движения в хороводах были ещё очень простыми, состояли из шагов или скачков. Руки подавали друг другу или держали на бедрах; женщины свободной рукой придерживала юбку. Танцы раннего средневековья часто исполнялись под пение самих танцующих.
Хороводы — это песни в танцах. В хороводах песни оживали, находили свою ритмическую и пластическую жизнь. Танец мог иллюстрировать текст песни, но чаще передавал ее общее настроение, дух. Хоровод был не только песней, выраженной в танце, но и маленькой пьесой, поэтически передающей жизнь народа. Отсюда и бесконечное многообразие хороводов.
Начиная с IX века, в Западной Европе расцвело искусство трубадуров и труверов (поэтов-музыкантов, сочинявших на французском языке). Одни из них сами пели свои сочинения, другие представляли это бродячим труппам менестрелей и жонглёров. Жонглёрам принадлежала большая роль в распространении танцев; кроме того, они также усложняли танцевальную технику.
В период средневековья праздники с танцами крестьян, ремесленников проходили под открытым небом, на площадях; знати — в дворцовых залах. Пляска, живая и быстрая, популярная в народе и «благородный танец» существовали рядом и влияли друг на друга.
Богатые вельможи заимствовали у народа его развлечения, но во дворцах и замках они приобретали другие черты. Аристократическое общество перенимало у народа и отдельные танцевальные движения, и сложившиеся танцевальные формы, придавая манере исполнения придворный салонный характер, «очищая» их от жизненных и реалистических элементов. Об этом впоследствии писал М. Фокин, подчёркивая что
…народные, светские… танцы, в которых жест, движение, ритм развиваются по закону в соответствии с характером танцующего. Так например, для маркиза естественно быть вежливым, приятным, галантным в своих движениях.
При дворах устраивались военные состязания, рыцарские турниры, которые заканчивались балом. На них создавались торжественные променадные танцы-шествия. Они прочно вошли в придворный быт, без них не обходилось ни одно празднество. При их исполнении требовалась важная осанка, медленная поступь, умение исполнять приветствия, поклоны, реверансы. Кроме того существовали определённые правила приглашения дамы на танец.
Бытовые танцы-шествия с мерным скользящим шагом, с поклонами назывались бассдансами. Французское basses danses — собирательное название беспрыжковых старинных танцев, которые часто именовались «прогулочными танцами». Они подразделялись на итальянские и французские. В первых ритм смешанный, движения ускоренные; вторые имели торжественный характер, скользящие шаги; композиционный рисунок — в виде хоровода, цепи, шествия.
Горделивая осанка исполнителей, двигавшихся плавным, скользящим шагом (прыжки и подскоки запрещались правилами этикета; их не позволяли делать и тяжелые платья со шлейфами), придавали танцу торжественный вид. Бассдансы чаще всего сопровождались пением танцующих под аккомпанемент лютни, флейты. Общей чертой народной пляски и «благородного» танца была малая зависимость от музыки. Беспорядочные движения и тяжеловесная поступь не регламентировались музыкой, которая воспринималась танцующими просто как фон.
В XII – XIV веках придворное общество танцевало эстампи («эстампиды») — парные танцы, их первая простейшая форма. Иногда такие танцы исполняли втроем: один мужчина и две женщины. Музыкальная форма танца берет свое начало от песен трубадуров. Музыка определяла характер движений: в танце можно было двигаться вперед или назад плавным, скользящим шагом. В «веселой» эстампи шаги чередовались с небольшими прыжками или подскоками.
Некоторые из танцев, возникших в средние века, до сих пор исполняются на народных праздниках. В разных провинциях Франции, например, танцуют простые и незатейливые бранли, бурре и ригодон.
В эпоху Возрождения в Италии, Франции, Англии, Испании возникают новые танцевальные формы, приобретающие национальную стилистику. Разные слои общества уже имеют свои танцы, свою манеру исполнения, правила поведения во время праздников. Движения, танцевальные композиции заимствуются из народной танцевальной культуры.
Если посмотреть на танцы эпохи Шекспира, а это уже XVI—XVII века, то они тоже пока достаточно монотонны и смотрятся только в коллективном исполнении. Впрочем, при Шекспире уже вовсю танцевали, и это нашло отражение в его произведениях. Вот какие танцы упоминаются в шекспировских пьесах:
- Гальярда, синквейс или синкапейс – Двенадцатая ночь (Акт I, сцена 3), Много шума из ничего (акт II, сцена 1), Генрих V (акт I, сцена 2)
- Мера, measures или старые меры – Как вам это понравится (Акт V, сцена 4), Ричард II (Акт III, сцена 4), Много шума из ничего (акт II, сцена 1)
- Деревенский танец – Буря (акт IV, сцена 1)
Посмотрите реконструкцию вольты, которую 24 ноября 2015 года на вечере «Театр Шекспира: открываем, читаем, играем» в рамках Международного философского фестиваля представили в культурном центре «Новый Акрополь» самодеятельные артисты.
Для исполнения таких танцев в идеале нужно несколько пар, и за счёт массовости танец хорошо смотрится. Согласитесь, если бы танцоров было не шесть, а лишь один, смотреть было бы особо не на что.
При подготовке статьи использовалась Википедия и источник https://atlanta-s.livejournal.com/1141423.html