Найти тему

КБГУ: основы алгоритмики для тысяч школьников

Базовые знания и компетенции в области алгоритмики получили более 2300 школьников, прошедших курс обучения, предложенный Кабардино-Балкарским государственным университетом им. Х. М. Бербекова.

Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Введение в алгоритмику», разработанную специалистами вуза, осваивали учащиеся 7–10 классов. Школьники узнали о том, что термин «алгоритм» означает строго определённую последовательность действий.

Ребятам стало известно, что слово «алгоритм» имеет очень интересное происхождение. Дело в том, что в 825 году новой эры важный научный труд по математике опубликовал персидский математик, астроном, географ, историк, философ, переводчик, астролог Абу Абдуллах Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми. В вольном переводе его имя можно представить так: Абу Абдуллах Мухаммад – сын Мусы из Хорезма. А Хорезм – это оазис в Средней Азии, расположенный в низовьях реки Аму-Дарьи (в настоящее время – частично территория Узбекистана и Туркменистана). Через древнее государство Хорезм, о котором упоминается в источниках с VII века до нашей эры, проходил Великий шёлковый путь, там были развиты торговля, ирригационное земледелие, ремёсла, искусство, наука…

В «Краткой книге об исчислении аль-джабра и аль-мукабалы» Хорезми рассказал об известных ему выдающихся достижениях индийских математиков – арифметике в десятичной системе счисления и решении квадратного уравнения. В XII веке был сделан перевод на латинский язык, где имя автора записано как Algorizmi. Так благодаря выдающемуся учёному в математике появился термин «алгоритм».

Алгоритмика – это проектирование и анализ алгоритмов, – авторитетно пояснила Дарина Кажарова, семиклассница из с. Хатуей Лескенского района. – Я изучала алгоритмы, но не очень понимала, когда проходила обучение по программе университетских преподавателей, узнала много нового. Очень понравилось, хотела бы его решить заново. Моя мама Марина Валерьевна всегда поддерживает меня в учёбе.

Замдиректора по воспитательной работе школы с. Хатуей Мадина Гучакова подтвердила слова своей ученицы о том, что задания были составлены интересно, и многие дети захотели испытать себя в поиске верных ответов:

Предполагалось, что «Введение в алгоритмику» предназначено для учащихся 7–10 классов, но у нас захотели принять участие ребята с 5 по 11 класс! Все увлечённо отвечали на вопросы, искали верные последовательности…Кто успешно прошёл обучение, прислали мне результаты. Важно, что большинство детей мотивированы к получению новых знаний и готовы заниматься дополнительно. Они вполне сознают не только необходимость успешно сдать ЕГЭ по математике, но и значение программирования в современном мире, важность получения хорошего образования для будущей профессиональной деятельности.Сотрудникам КБГУ от нас – большая благодарность за развитие потенциала сельских школьников, поддержание интереса к самообразованию. Ребята у нас очень талантливые, старательные, мы ими гордимся.

Как пояснила начальник департамента сопровождения проектов научно-технологической инициативы и непрерывного образования КБГУ Танзиля Махиева, в России зафиксирован большой спрос на специалистов в отрасли информационных технологий, особенно на системных администраторов и разработчиков программного обеспечения. По прогнозам, к 2024 году потребность в таких профессионалах вырастет до 300 тысяч в год. Крупнейший вуз нашего региона, в рамках которого действует институт искусственного интеллекта и цифровых технологий, в течение нескольких лет интенсивно занимается подготовкой кадров для этой сферы деятельности. Сотрудничество со школами способствует расширению профориентационной работы, выявлению талантов, привлечению в КБГУ абитуриентов, имеющих необходимые знания в области математики, информатики, физики.

Занятия в рамках программы дополнительного образования «Введение в алгоритмику» проходили с применением дистанционных технологий. Этот курс обучения закладывает основы правильного мышления будущего программиста, является базисом для изучения самого востребованного в настоящее время языка программирования общего назначения Python, других языков и систем программирования.