Найти тему
SteinTank

E 10 — тише воды, ниже травы

Оглавление

Ave, господа! Немецкие танки E-серии вызывают огромный интерес и множество споров как среди историков, так и среди игроков. Эти удивительные машины были призваны переломить исход Второй мировой войны, но большинство так и не было изготовлено в металле. К слову, с 2011 по 2019 в Мир Танков было добавлено целых 9 машин E-серии, и вы уже отлично с ними знакомы, только вот одного танка всё-таки не хватает. В сегодняшней статье речь пойдёт про E 10 — самый компактный проект всей серии.

Что такое E-серия?

Немецкие танки времён Второй мировой войны имели два серьёзных недостатка: они были дорогими в изготовлении и сложными в ремонте. Именно эти проблемы предполагалось исправить, создав целую серию новых машин, отличающихся технологичностью, простотой обслуживания и взаимозаменяемыми узлами и агрегатами. Все проекты этого направления получали индекс E (от нем. Entwicklung — разработка), а число в названии должно было означать весовой предел танка (в тоннах). Правда, по мере продвижения работ все проекты значительно "растолстели", и фактический вес бронемашин значительно отличался от изначальных требований. Всего предполагалось создать 5 танков:

-2

E 10

Техническое задание на лёгкий разведывательный танк было выдано лишь в начале 1944 года, и, на удивление, победу в конкурсе одержал проект концерна Klockner-Humboldt-Deutz AG (KHD), который раньше вообще не занимался разработкой бронетехники. И инженерам KHD было чем удивить!

Для соответствия строгим ограничениям по массе было принято решение отказаться от башни, что, фактически, превратило E 10 в лёгкую разведывательную самоходку, вооружённую 75 мм противотанковым орудием PaK 39 L/48, хорошо зарекомендовавшим себя на ПТ-САУ Hetzer. Только вот в отличие от Hetzer`а, силовую установку E 10 предполагалось соединить с гидродинамической трансмиссией.

Лобовое бронирование корпуса состояло из двух частей (верхняя деталь 60 мм, нижняя — 30 мм), а борта и корма имели по 20 мм брони
Лобовое бронирование корпуса состояло из двух частей (верхняя деталь 60 мм, нижняя — 30 мм), а борта и корма имели по 20 мм брони

Согласитесь, несмотря на все преимущества гидродинамической трансмиссии перед механической, в 1944 году это казалось не самым разумным решением. Зато ремонт и обслуживание E 10 были продуманы до мелочей: кормовые бронелисты откидывались на петлях, а мотор и трансмиссия извлекались единым блоком, что значительно упрощало полевой ремонт. Вспомнить тот же Pz.Kpfw. VI Tiger, трансмиссия которого менялась только путём демонтажа башни...

Ремонт или замена коробки передач на Тигре — страшный сон немецких механиков
Ремонт или замена коробки передач на Тигре — страшный сон немецких механиков

Но на этом интересные решения не заканчиваются. Конструкторы KHD разработали гидравлический привод элементов подвески, который позволял менять клиренс E 10 в диапазоне 200 мм. Это позволяло буквально класть самоходку "на брюхо", уменьшая её высоту с 1760 мм (в походном режиме) до 1560 мм (в осадном режиме).

Кроме повышения выживаемости и улучшения маскировки гидравлическая подвеска давала возможность достаточно эффективно вести огонь на ходу, а для 16-тонной самоходки, способной разогнаться до 70 км/ч, это было очень важно. Только вот на освоение производства сложных узлов трансмиссии и подвески требовалось много времени и средств, которых у Германии в 1944 году уже не оставалось. Поэтому, в отличие от E 25 и E 100, работы были остановлены на стадии эскизных проектов, и ни одного прототипа построено не было.

E 10 в Мире Танков

Это единственный проект E-серии, не реализованный в игре, поэтому я предлагаю разобраться, в каком виде E 10 может появиться в Мире Танков, и почему его до сих пор не добавили в дерево развития Германии.

Начнём с уровня. С учётом слабого 75 мм орудия, E 10 может быть или льготным премиумным танком VI уровня, или обычным премом V (первый вариант предпочтительнее). С учётом всей информации по проекту, приблизительные ТТХ этой машины могут выглядеть следующим образом:

Все цифры являются вымыслом автора, и основаны на скудных исторических данных и на характеристиках похожих машин в игре
Все цифры являются вымыслом автора, и основаны на скудных исторических данных и на характеристиках похожих машин в игре

Остаётся вопрос с реализацией гидравлической подвески, ведь, в отличие от всех танков с такой механикой, подвеска E 10 не влияет на его углы вертикальной наводки. Зато активация осадного режима могла бы значительно уменьшать силуэт машины, улучшать маскировку и точность, и ограничивать максимальную скорость.

-7

И на этом моменте становится ясно, почему E 10 до сих пор не появился в Мире Танков. Для ввода этого низкоуровневого према разработчикам придётся реализовать новую механику, что требует много времени и ресурсов, которые вряд ли окупятся.

Заключение

И в реальности, и в игре E 10 оказался слишком сложным в создании, и уступил более простым проектам. А вы бы хотели увидеть эту машину в Мире Танков? Напишите своё мнение в комментариях, а также ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации. Всем удачи на полях сражений!

P.S. если эта статья наберёт достаточное количество лайков и просмотров, в следующем выпуске я расскажу вам о необычных модификациях E 25, судьба которой намного интереснее, чем у E 10