Ave, господа! Немецкие танки E-серии вызывают огромный интерес и множество споров как среди историков, так и среди игроков. Эти удивительные машины были призваны переломить исход Второй мировой войны, но большинство так и не было изготовлено в металле. К слову, с 2011 по 2019 в Мир Танков было добавлено целых 9 машин E-серии, и вы уже отлично с ними знакомы, только вот одного танка всё-таки не хватает. В сегодняшней статье речь пойдёт про E 10 — самый компактный проект всей серии.
Что такое E-серия?
Немецкие танки времён Второй мировой войны имели два серьёзных недостатка: они были дорогими в изготовлении и сложными в ремонте. Именно эти проблемы предполагалось исправить, создав целую серию новых машин, отличающихся технологичностью, простотой обслуживания и взаимозаменяемыми узлами и агрегатами. Все проекты этого направления получали индекс E (от нем. Entwicklung — разработка), а число в названии должно было означать весовой предел танка (в тоннах). Правда, по мере продвижения работ все проекты значительно "растолстели", и фактический вес бронемашин значительно отличался от изначальных требований. Всего предполагалось создать 5 танков:
E 10
Техническое задание на лёгкий разведывательный танк было выдано лишь в начале 1944 года, и, на удивление, победу в конкурсе одержал проект концерна Klockner-Humboldt-Deutz AG (KHD), который раньше вообще не занимался разработкой бронетехники. И инженерам KHD было чем удивить!
Для соответствия строгим ограничениям по массе было принято решение отказаться от башни, что, фактически, превратило E 10 в лёгкую разведывательную самоходку, вооружённую 75 мм противотанковым орудием PaK 39 L/48, хорошо зарекомендовавшим себя на ПТ-САУ Hetzer. Только вот в отличие от Hetzer`а, силовую установку E 10 предполагалось соединить с гидродинамической трансмиссией.
Согласитесь, несмотря на все преимущества гидродинамической трансмиссии перед механической, в 1944 году это казалось не самым разумным решением. Зато ремонт и обслуживание E 10 были продуманы до мелочей: кормовые бронелисты откидывались на петлях, а мотор и трансмиссия извлекались единым блоком, что значительно упрощало полевой ремонт. Вспомнить тот же Pz.Kpfw. VI Tiger, трансмиссия которого менялась только путём демонтажа башни...
Но на этом интересные решения не заканчиваются. Конструкторы KHD разработали гидравлический привод элементов подвески, который позволял менять клиренс E 10 в диапазоне 200 мм. Это позволяло буквально класть самоходку "на брюхо", уменьшая её высоту с 1760 мм (в походном режиме) до 1560 мм (в осадном режиме).
Кроме повышения выживаемости и улучшения маскировки гидравлическая подвеска давала возможность достаточно эффективно вести огонь на ходу, а для 16-тонной самоходки, способной разогнаться до 70 км/ч, это было очень важно. Только вот на освоение производства сложных узлов трансмиссии и подвески требовалось много времени и средств, которых у Германии в 1944 году уже не оставалось. Поэтому, в отличие от E 25 и E 100, работы были остановлены на стадии эскизных проектов, и ни одного прототипа построено не было.
E 10 в Мире Танков
Это единственный проект E-серии, не реализованный в игре, поэтому я предлагаю разобраться, в каком виде E 10 может появиться в Мире Танков, и почему его до сих пор не добавили в дерево развития Германии.
Начнём с уровня. С учётом слабого 75 мм орудия, E 10 может быть или льготным премиумным танком VI уровня, или обычным премом V (первый вариант предпочтительнее). С учётом всей информации по проекту, приблизительные ТТХ этой машины могут выглядеть следующим образом:
Остаётся вопрос с реализацией гидравлической подвески, ведь, в отличие от всех танков с такой механикой, подвеска E 10 не влияет на его углы вертикальной наводки. Зато активация осадного режима могла бы значительно уменьшать силуэт машины, улучшать маскировку и точность, и ограничивать максимальную скорость.
И на этом моменте становится ясно, почему E 10 до сих пор не появился в Мире Танков. Для ввода этого низкоуровневого према разработчикам придётся реализовать новую механику, что требует много времени и ресурсов, которые вряд ли окупятся.
Заключение
И в реальности, и в игре E 10 оказался слишком сложным в создании, и уступил более простым проектам. А вы бы хотели увидеть эту машину в Мире Танков? Напишите своё мнение в комментариях, а также ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации. Всем удачи на полях сражений!
P.S. если эта статья наберёт достаточное количество лайков и просмотров, в следующем выпуске я расскажу вам о необычных модификациях E 25, судьба которой намного интереснее, чем у E 10