Архивариус: У нас сегодня очень важная встреча. Мы ведь собирались говорить об одном из великих двунадесятых праздников – Преображения Господня…
Кирюша: Что за «двунадесятые»?
Тата: Ну, два на десять – это что? Двенадцать! То есть это один из самых больших христианских праздников, которых в году всего двенадцать. Что тут непонятного?
Архивариус: Преображение всегда празднуется 6/19 августа, когда Церковь отмечает величайшее событие: в этот день Иисус явился своим ученикам в Славе – как Свет, сошедший в мир. Смысл этого праздника трудно понять, не вспомнив о том, что Он начал проповедовать лишь после тридцати лет, а до того был известен как плотник и сын плотника.
Кирюша: Иисус был плотником? Как наш дядя Коля? Ничего себе! Я и не знал!
Архивариус: Представьте себе! Мать и старец Иосиф, которого считали отцом Иисуса, были единственными людьми, посвященными в тайну Сына Божия. А Он не спешил открыться людям, многие чудеса совершал в тайне и не позволял ученикам рассказывать о них. Но и ближайших Его учеников посещали сомнения… Сударыня, может быть, вы продолжите, а то я увлекся…
Бабушка: Пожалуйста. И вот однажды Господь во имя укрепления веры сделал троих учеников – самых близких и любимых – свидетелями чуда Преображения. Он показал им Свой истинный Божественный облик. В тридцать третье лето своей жизни, взяв с собою Апостолов Петра, Иакова и Иоанна, Христос взошел с ними на высокую гору Фавор. Оставив учеников на склоне, Сам Он поднялся на вершину горы. Ученики, в ожидании Учителя заснувшие, проснулись и увидели Его с пророками – Моисеем и Илиею – в нестерпимом для глаз сиянии Фаворского Света. Такими счастливыми они ощутили себя, таким блаженным было их состояние, что предложил Петр сделать три кущи на горе – для Иисуса, для Моисея и для Илии – и навсегда остаться здесь. И вот когда он произнес это, сошло на Апостолов облако, из которого услышали они глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». (Лк.,9; 33-36). Это было свидетельство того, что их Учитель – воистину Сын Божий, и они уверовали более беззаветно, чем ранее. А в IV веке святая Елена соорудила на горе Фавор храм в память явления нового Небесного Царства Света и Славы Божией. Преображение Господне издревле принято праздновать с плодами нового урожая, и в России среди народа он получил название Яблочный Спас. В этот день в церкви освящаются всевозможные плоды. За пять дней до Яблочного – 14 августа – празднуется так называемый Медовый Спас – Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста. В этот день святят в церкви не только мед, но и хлеба, и воды, после Божественной Литургии освящают дома и колодцы. Потому этот праздник в обиходе называют еще Спасом на Воде, или Мокрым Спасом. Есть в августе и Третий Спас – 29 августа по новому стилю празднуется день Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
Кирюша: А это что – Нерукотворный образ?
Архивариус: Это первая икона Спасителя, созданная Им Самим. Только, голубчик, не все сразу! И до этого дойдем, подожди немножко. Лучше посмотри на икону Преображение. Она приписывается кисти Феофана Грека, великого иконописца, который приехал из Византии и работал на Руси в XIV веке. Вот смотрите: с одной стороны изображено, как Христос с учениками поднимается на гору, а с другой – как они спускаются. Центр иконы занимает момент Преображения: Христос в белых одеждах, окруженный миндалевидным сиянием – мандорлой, в лучах Фаворского света. Слева и справа от Него – пророки, ниже, на горе – коленопреклоненные апостолы, а один из них – павший ниц.
Бабушка: Когда я последний раз была в Риме, меня едва ли не более всего поразило «Преображение» Рафаэля.
Кирюша: Икона?
Бабушка: Нет, картина. Последняя картина великого художника, которую называют его завещанием. Я вам принесла путеводитель и репродукцию центрального фрагмента, которую купила в подвальчике возле собора святого Петра. И еще – эту фотографию. В Ватикане нельзя фотографировать со вспышкой. Зал, в котором выставлены три полотна Рафаэля, затемнен. Вот посмотрите, что у меня получилось.
Кирюша: Да ведь тут прямо светится Христос и это облако вокруг Него! Это что – Преображение? Как это так получилось?
Бабушка: Действительно, верхняя часть картины словно излучает свет, и экспозиция в затемненной комнате мощно выявляет это Фаворское сияние Благодати, в которой парят Иисус и Его собеседники. Сияние это такое сильное, что занимающаяся справа заря кажется тусклой. В круге света трое – Иисус и пророки, но вокруг Христа сияние особенно мощное, притом крестообразное. Ученики, как в иконах, повергнуты на землю, ослеплены. Слева изображен четвертый человек в розовой одежде и в позе восприятия Благодати. А в нижней части картины Рафаэль изобразил толпу людей, которой ученики Христа пытаются открыть глаза на разверзшиеся небеса.
Кирюша: А чего это мальчишка глаза закатил? Он что ли больной?
Бабушка: В Евангелии говорится о том, что когда Иисус с учениками спустился с горы Фавор, к Нему подошел некто и просил исцелить его сына, который в новолуние беснуется и пытается броситься то в огонь, то в воду. И никто, даже ученики Христа, не может исцелить этого мальчика.
Кирюша: А Иисус исцелил?
Бабушка: Конечно. Но рассердился при этом – а сердился Спаситель очень редко. «О род неверный и развращенный, – воскликнул Он, – доколе буду я с вами? Доколе буду терпеть вас?» А потом сказал ученикам, которые не сумели вылечить мальчика: «по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейти отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 18, 14-20). Вот об этом отсутствии веры у современного ему человека и хотел в конце жизни сказать Рафаэль. Посмотрите: прямо перед глазами толпы свершается чудо Преображения. Но напрасно ученики, указывая на троих, стоящих на Фаворе, простирают руки в сторону видения, пытаясь помочь людям увидеть Бога, – люди остаются слепы. Они утратили способность духовного видения. И велика печаль Магдалины, стоящей на коленях, как она встанет у креста Голгофы. Это печаль о людях, утративших способность видеть Бога. Но главное в картине – сияние Фаворского Света.
Кирюша: Ну, а уж в наше-то время – кто такое увидит? Вон Рафаэль – когда еще жил? Наверное, сто лет назад…
Архивариус: Да нет, дорогой, уже почти полтысячи лет прошло с тех пор, как он умер.
Кирюша: Вот видите! Полтысячи лет уже никто не видит… Хотя вот ведь Благодатный-то Огонь к нам спускается. Значит, еще не все потеряно!
Бабушка: А ты знаешь, и спустя две тысячи лет есть люди, обладающие духовным зрением? Они ведь не очень об этом распространяются. Разве что осознают необходимость поддержать веру людей в трудные времена. Хотите, расскажу вам о том, как один святой помог простому человеку увидеть сияние Благодати?
Тата: Конечно! Расскажи, пожалуйста!
Бабушка: Когда в наши дни речь заходит о Благодати и о Свете Фаворском – Свете Предвечном, необжигающем и негасимом, без теней светящем, - то вспоминают старца преподобного Серафима Саровского, явившегося однажды в нестерпимом для земных глаз сиянии.
Преподобный Серафим, еще при жизни прославленный как чудотворец и праведник, родился в старинном русском городе Курске в семье купеческой в ночь с 19 на 20 июля 1759 года и окрещен был Прохором. Очень рано созрело в душе мальчика желание уйти от мира в монастырь. Мать с радостью благословила его большим медным крестом, который впоследствии преподобный Серафим носил на груди. С этим-то восьмиконечным медным крестом на груди и изображают преподобного Серафима на иконах.
Трудный путь прошел Прохор, и через восемь лет послушания 13 августа 1786 года принял постриг и получил новое имя: Серафим – Пламенный. После долгих десятилетий служения настоятель монастыря благословил его на жизнь пустынника – через 16 лет после того, как поступил преподобный в Саровскую обитель. И 20 ноября 1794 года он удалился в пустынную келейку на холме в густом сосновом лесу на берегу речки Саровки. Вокруг маленького домика, состоявшего из комнатки и сеней, развел огород и пчельник. Неподалеку, в версте-двух от него обитали еще два отшельника, и назвал отец Серафим это место по сходству со святым островом Горою Афонскою. Свои излюбленные места в окрестностях холма именовал он Вифлеемом и рекою Иордан, Гефсиманским садом, Вертоградом и Голгофою – местами на Святой земле, где бывал Спаситель. Добывая своими трудами пропитание, отец Серафим держал строжайший пост, ел один раз в сутки, в среду и пятницу воздерживался от пищи. А три года вообще питался только травой снытью, росшей вокруг его кельи. В уединении проводил он время в молитве и подолгу оставался неподвижным, погруженным во внутреннюю работу души и не замечал приходивших к нему. Однако все чаще шли к нему миряне за помощью и советом. И тогда, получив знамение от Господа в одобрение полного безмолвия и испросив благословения настоятеля, святой Серафим оградил себя от мира. Затем взял на себя подвиг молчальничества, отрекся от всех житейских помыслов, перестал посещать обитель даже по воскресным дням, а встретив в лесу человека, падал ниц и не вставал, пока тот не удалялся.
Наградой же за этот подвиг явилось обретение «мира души и радости о Святом духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: «радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя»[1].
Прошли годы в безмолвии и, как ни ценил преподобный одиночество и молчание, после пятнадцатилетнего пребывания в пустыни он подчинился решению настоятеля монастыря и переселился в обитель. В строгом затворе провел старец еще пять лет. А в 1815 году дверь его кельи была отворена, и каждый смог увидеть его. Но печать молчания была снята еще через год, когда некая благочестивая чета явилась в монастырь, и старец сам вышел, благословил их и ласково с ними заговорил. Так началась новая пора – подвига душеспасительного назидания паломников, которые пошли к старцу Серафиму со всех концов русской земли – за советом, помощью, благословением, чтобы услышать радостное его обращение: «Радость моя, сокровище мое! Ваше боголюбие!». Прозорливца и мудреца Господь наградил даром целительства, и в опубликованных воспоминаниях о нем описаны десятки случаев исцеления душевных и телесных болезней. Мудрые советы подвижника не раз отводили от людей беду.
Вскоре вокруг преподобного сложился круг учеников и духовных друзей. Одному из них – Николаю Александровичу Мотовилову – дано было увидеть преподобного в сиянии Благодати и записать его поучительную беседу так, что читающий воспоминания словно слышит голос самого старца, открывающего ему глаза на цель жизни христианской. Когда подрастете – обязательно почитайте воспоминания современников о святом Серафиме. А сейчас – о том эпизоде, который я обещала вам рассказать.
Однажды Мотовилов спросил отца Серафима, как и где может человек видеть Благодать Духа Святого: «Добрые дела видны, а разве Дух Святый может быть виден?»[2]. В ответ преподобный напомнил, что в библейские времена люди часто общались с Богом, ибо полны были горячей верой. Благодать же Господня есть Свет, просвещающий человека. Мотовилов повторил вопрос: каким же образом узнать человеку, что он находится в Благодати Духа Святого? И как можно быть в том уверенным?
«Надобно, – сказал я, чтобы я понял это хорошенько!..
Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:
– Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?
Я отвечал:
– Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..
Отец Серафим сказал:
– Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.
И, приклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне:
– Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Вы видели, что я и не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказал: Господи! Удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной Славы Твоей!» И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима… (…)
Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас.
Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца»[3].
На автобусах, поездах, самолетах, а то и пешком по обету со всех концов нашей земли идут в Дивеево, как при жизни старца, православные люди. Обретают здесь возле его святых мощей исцеление духовное и телесное. И каждому дается по вере его.
Кирюша: А если кто не верит – так тому ничего? Вот так ничего себе! Я что ли виноват? Я, может, ничего этого и не знал! А Серафим Саровский тоже людей исцелял?
Бабушка: И Серафим Саровский, и Иоанн Кронштадтский, и многие другие святые. Ведь способность исцелять людей от телесных и душевных болезней святым передал Сам Спаситель!
Тата: Когда Христос жил, Он знаешь какие чудеса творил! Не только лечил людей от болезней, но даже воскресил своего друга Лазаря! А апостол Петр исцелял людей, которые попадали в его тень, и они старались на его пути так встать, сесть или лечь, чтобы оказаться в его тени, когда он будет идти мимо!
Бабушка: Но при этом Сам Христос вовсе не считал чудеса очень важным делом. Главное для Него – это принести людям на землю Любовь и помочь им стать лучше – покаяться в грехах и спастись. Ты помнишь, Тата, ведь Христос иногда отказывался совершать чудо.
Кирюша: Мы прошлый раз говорили: когда Христос мучился на кресте, один разбойник говорил: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста, не мучайся Сам и освободи нас!» А Христос не захотел делать такое чудо и умер в мучениях!
Бабушка: Верно, Кирюша! И при жизни Христа люди нередко требовали от Него чуда – просто так, чтобы посмотреть на нечто необычное, или требуя чуда как доказательства того, что Он – Сын Божий. А Христос творил чудеса тогда, когда мог вылечить больного или накормить голодных людей. И поддержать веру тех, кто готов уверовать. А потом Он передал эту способность исцелять людей своим ученикам – апостолам.
Кирюша: А вот когда маги всякие там чудеса творят – это как?
Бабушка: Ну, чаще всего это честные фокусники - артисты или, напротив, жулики и шарлатаны. Но давайте я лучше расскажу об одном случае, описанном в Евангелии. Да вы видели его изображение, когда ходили в Петропавловскую крепость: над Комендантскими воротами помещен деревянный барельеф «Низвержение Симона волхва». Помните?
Архивариус: Да, пожалуй, это лучший пример лже-кудесника. Только давайте перенесем этот рассказ на следующую встречу. На сегодня, по-моему, хватит. До встречи!
Задание: В библиотеке или по Интернету узнайте, что празднуют христиане в тот день, который в народе именуется Медовым Спасом, и напишите об этом.
Н.А. Яковлева. Проф., д-р иск.
_______________________________________
[1] Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М.: Ковчег, 2004. С.19
[2] Там же. С.351
[3] Там же. С.376-378