Писатель-сатирик, классик литературы Михаил Михайлович Зощенко (10.08.1894 – 22.07.1958) с детства страдал нервным недугом. Не прибавило ему здоровья и участие в Первой мировой войне, где он испытал отравление газами, посадив сердце и нервную систему. Вроде бы он болел циклотимией. А как творить острым пером сатирика, когда тебя одолевают неконтролируемые смены настроений и эмоционального фона?
Врачи прописали Михаилу Зощенко водные процедуры, но те не помогали. Тогда писатель решил взять себя в руки и одолеть недуг, мешающий ему, его творчеству. Взялся и смог.
Что сделал Зощенко? Что получилось?
Научный подход.
Зощенко изучил труды отечественного академика, лауреата нобелевской премии в сфере физиологии и медицины Ивана Петровича Павлова, передовые работы австрийского ученого, врача и создателя психоанализа Зигмунда Фрейда.
Провел исследование творцов.
Михаил Зощенко задался вопросом: как человеку правильно распорядиться творческим даром, данным от природы, чтобы продлить творческую молодость. Это было особенно актуально для него, который перепробовав много (10!) профессий остановился на литературном творчестве. Талант не спрячешь, им надо творить. Но мало того, литературным творчеством он зарабатывал себе на жизнь. И был заинтересован, чтобы творчество как можно дольше не иссякало в нем.
Для того, чтобы разобраться в тайне творческой молодости, Зощенко исследовал биографии многих великих творцов, людей творческих профессий: как отечественных, так и зарубежных. Писателей, поэтов, художников, музыкантов, ученых.
Что выделил Зощенко?
На основе анализа огромного числа (около 300) биографий, им было выделено три группы творцов:
1. Творцы, которые творили ярко, страстно, но жили недолго. В эту группу вошли Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский, Чехов, Гоголь, Джек Лондон, Эдгар По, Моцарт, Шопен, Мендельсон, Рафаэль, Ван Гог и другие творцы, жизнь которых не превысила отметки в 45 лет по продолжительности.
2. Творцы, творчество которых рано закончилось, «творческие мертвецы», и они не творчески доживали свою жизнь. В эту группу вошли: Фонвизин, Глинка, Л. Андреев, Шуман, Либих, Томас Мур и ряд других великих людей.
3. Творцы, которые жили (свыше 75 лет) и творили долго: Лев Толстой, Гоббс, Гёте, Ньютон, Фарадей, Шеллинг, Эдисон, Гарвей, Платон и другие.
Что заметил Зощенко?
Что творцы, жившие творчески ярко, но не долго, не просто так быстро завершили жизнь. Они истощились физически, неустанно служа творческим страстям, обуревающим их.
Например, Пушкин. За 1,5 года до смерти, три раза был вызываем на дуэли, испытывал духовный упадок и депрессию. «Настроение искало объект». Поэтому, его ранняя смерть не случайна, но закономерна при таком образе жизни и упадке сил.
Гоголь испытал схожий упадок от творческого истощения. Надеясь восстановить силы, он ездил по заграницам. Но, как заметил Зощенко, он возил туда себя, ничего в себе не меняя. А от перемещения тела, обуреваемого хандрой, в другое местоположение, состояние творческого духа не меняется.
Джек Лондон последние 8 лет своей жизни творил непрестанно и иссяк в силах, умерев в 40 лет.
Тоже замечено и в Маяковском, который постоянно «жил творчеством», даже гуляя в парке, он сочинял стихи. Его мозг и творческие силы всегда были на взводе, никогда не отдыхая.
Даже смерть в результате эпидемии, как например, у Моцарта, Рафаэля, считал Зощенко, не дает повод говорить о трагическом случае. Если бы организм не был бы истощен от служения творческим страстям, то он бы сопротивлялся болезни и победил бы ее.
Как возможно творческое долголетие? Два момента.
Ответ на этот вопрос Михаил Зощенко дает сопоставляя выборки творцов долгожителей с творцами, умершими молодыми.
Ответ ясный и однозначный.
Первое.
Творцы - долгожители могли устанавливать порядок своей жизни для себя самих. Они не были игрушками творческих страстей и заложниками данных им талантов, но научились правильно ими распоряжаться. Творческое вдохновение и творческий процесс нерегламентируем, а образ жизни творца может и должен быть подчинен внешнему порядку и внутренней саморегуляции. В творцы - долгожители вошли люди, которые отличались философским взглядом на жизнь, высокой самоорганизацией и следованию ими же установленному для себя порядку, способностями внутренней саморегуляции (эмоционально – волевая регуляция).
Это один момент.
Второй.
Те творцы могут сохранять творческую молодость, кто сохраняет в душе своей качества, свойственные человеческой юности: свободомыслие, широту, не подверженность вредным влияниям (нонконформизм), открытость и интерес к новому. Творцы - долгожители, выделенные Зощенко, обладали этими качествами.
Что получилось из этой работы Зощенко?
В 1926 году он почувствовал недуг и чуть не умер от истощения, но проведя исследование и работу над собой не впал в депрессию, не умер, а жил и творил и вышел на новый, более глубокий виток своего творчества.
. В 1933 году в журнале «Звезда» была опубликована его повесть «Возвращенная молодость» (позже, она вошла в трилогию вместе с двумя другими: «Голубая книга» и «Перед восходом солнца»), в которой он поделился своими находками с читателями.
Как была оценена его работа?
Максим Горький (влиятельнейший в те годы литератор - классик) высоко оценил труд Зощенко и даже выступил протеже по публикации и распространению повести «Возвращенная молодость».
Нарком здравоохранения Николай Семашко посвятил труду Зощенко большую статью и поблагодарил писателя за такой научно-художественный труд, полезный для поддержания здоровья и творческого долголетия.
Были и критики Зощенко, обвинившие писателя в том, что он свел муки и переживания творцов к «работе желудка». Это упрощение, редукция – считали они, подчеркивая, что Зощенко все опростил.
Находки Зощенко подтвердились.
Параллельно и позже были проведены психологические исследования квалифицированными научными психологами, которые подтвердили правоту Михаила Зощенко, добавив много ценного. Это такие исследователи как И.Я.Перна «Ритмы жизни и творчество», Я.Парандовский, Г.Леман, Л.А. Руткевич, Е.Ф.Рыбалко и ряд других.
Но основная мысль та же, что и у Зощенко: хочешь иметь творческую молодость – умей распоряжаться правильно и упорядоченно творческим даром. Не служи творческим страстям игрушкой, а, будучи творцом, совершай творческую деятельность, применяя данные тебе таланты.
Те, кто не умеют и не учатся этому, даже будучи высоко одарёнными, сгорают в творческих страстях, рано уходят из жизни от истощения или становятся «творческими мертвецами»: живут, но уже не творят.
Те, кто учатся распоряжаться творческим даром правильно, те трансформируют творческую страсть в творческую деятельность, упорядочивают себя правильно, и могут творить очень долго.
В следующей статье расскажу о парадоксальной беде Зощенко, последовавшей после столь грандиозного успеха, который кратко можно назвать так: победа сила разума над своей природой.
Хотите поделиться по теме статьи - пишите в комментариях.