Это будет длинное чтиво, поэтому лучше сразу оставьте его и займитесь действительно важными делами.
Если же вы рискнули читать всё нижеизложенное и утомились – я вас предупреждал.
Данный манифест был написан мною много лет назад с единственной целью - рассказать молодым людям, интересующимся поисковой и экспедиционной тематикой о её основных принципах и условиях.
Все написанное сугубо субъективно и во многом касается исключительно нашего поискового отряда «Забытый батальон».
Перечисленные условия ни в коем случае не являются требованиями к кандидатам в состав наших экспедиций или приглашением к путешествиям с нами, однако я постарался объяснить, почему мы в наших мероприятиях используем этот опыт.
***
Стать настоящим поисковиком можно один раз и на всю оставшуюся жизнь.
Мир поисковиков, а не просто копателей или туристов с лопатами – это целая система, которая примет вас не по формальным признакам принадлежности к поисковому отряду, а исключительно по факту осознания вами того, что вы готовы посвятить ей много своего свободного времени и ресурсов.
Вам может повезти, и вы попадете в списки какого-либо поискового отряда. Но это не значит, что вы сразу станете реальным специалистом по военно-историческому поиску.
Чтобы стать тем, кому земля станет отдавать свои тайны, надо учиться, пахать и вкалывать.
Поисковая работа – это не веселый поход выходного дня по живописным местам при хорошей погоде. Поисковая работа – это не отдых и не развлечение (хотя это там тоже присутствует).
Поисковая работа – это Миссия. Это, считайте, как служба, за которую вам никто не будет платить. А вот вам придется тратить на нее немалое количество личных ресурсов.
Вы сможете выйти на поля былых сражений и начать приносить пользу поисковому движению – важнейшему элементу сохранения исторической памяти России и воспитания реальных патриотов Отечества, только тогда, когда будете готовы. И морально, и физически, и материально.
Пока вы не будете готовы – вам лучше сидеть дома.
Тех, кто прочитал всё вышеизложенное и решил, что я сгущаю краски или хочу создать вокруг себя ореол таинственности, прошу извинить меня за отнятое у вас время и дальше не читать.
Те же, кто уверен в своём желании и готов отстаивать внутреннюю потребность в поисковой работе, я, на основе своей более чем двадцатилетней практики, изложу основные принципы, на которых основана деятельность конкретно нашего коллектива и поискового отряда.
Здесь уместно отметить, что мы действуем на основе общих принципов (законов) поисковой работы, принятых и соблюдаемых поисковым сообществом России. Естественно, что у каждого поискового отряда или объединения есть и свои собственные представления о том, как ему лучше работать.
Поехали...
1. Вы никому и ничего не должны. Всё, что вы делаете - вы делаете на основании осознанной необходимости так поступать и понимания, что поступаете правильно, справедливо и законно.
Участие в поисковой работе автоматически предъявит вам ряд необходимых требований, соблюдение которых, со временем, может сделать вас настоящим профессионалом поискового дела и авторитетным в наших кругах специалистом.
2. Вам никто ничего не должен. Вы участвуете в поисковых мероприятиях на свои собственные средства, на своем транспорте, со своим снаряжением, оборудованием и расходными материалами. Вас никто не обязан возить, кормить, развлекать и жалеть.
Вам никто не будет ничего платить. Вы не сможете зарабатывать на поисковой работе, потому что мы не трофейщики и не торговцы антиквариатом или иным военным железом (ст. 222 УК РФ).
3. Вам придется быть готовым к тому, что в субботний вечер вы пойдете не в уютный бар, а рано утром уедете по грязным дорогам в несусветную глушь, где будете целый день копать грязную землю, ходить в грязном обмундировании, питаться в сухомятку (хотя, горячий чай есть всегда) и, в конечном итоге, ничего путного не найдете. А поедете вы в эту негостеприимную глушь просто потому, что так решили ваш командир и большинство поисковиков отряда.
Мы никогда не ездим по лесам-полям и болотам просто так. Раз отряд куда-то выдвигается, значит в этом есть поисковая необходимость, о которой вы будете поставлены в известность еще на этапе планирования и подготовки экспедиции.
4. В нашем поисковом отряде соблюдаются основные элементы воинской дисциплины, уважения к авторитету командира отряда и начальника штаба, остальных поисковиков подразделения.
Что касается требований дисциплины: во-первых, половина отряда – опытные офицеры запаса и нам так привычно; во-вторых, без дисциплины нет порядка, а значит нет уверенности, что все закончится благополучно; и, в-третьих – у нас так заведено и всё!
Дисциплина в отряде, это залог сохранения здоровья и жизни наших поисковиков, плюс - успешное выполнения задачи и отсутствие проблем с законом.
5. При принятии решения пуститься по все тяжкие, вам необходимо понимать, что поисковая работа – дело затратное. Как я уже отметил выше, это - ваш личный выбор и ваши обязательства перед самим собой в первую очередь.
Для примера: хороший тактический рюкзак, с которым можно соваться в лес, сейчас стоит порядка 6-10 тысяч российских рублей. Можно найти дешевле, но ненамного. Брать откровенно дешевую продукцию китайских пролетариев я не советую. Выйдет дороже уже в самом ближайшем времени. Это уже проверено опытным путем.
Носить на себе нам приходится достаточно много (15 - 20 кг. на спине у каждого) и прочность рюкзака имеет важнейшее значение. Представьте, что во время полевого выхода, у вас, посреди леса, на рюкзаке отрывается хотя бы одна силовая лямка, (а это часто бывает у совсем уж дешевых моделей).
Всё! Весь отряд стои́т на месте и думает, как прикрепить ее обратно, чтобы снова не оторвалась. Без этой лямки идти вы не в состоянии, поскольку руки заняты и нести рюкзак вы можете только на спине. Вы нервничаете и настроение стремительно уходит в сумрачную зону. Вам оно надо? Нам – точно не надо. Поэтому без качественного и правильно подобранного тактического (именно-тактического) рюкзака, я вам в лес ходить не рекомендую. Объем рюкзака желательно выбрать 20 - 30 литров, плохо промокаемый, со множеством наружных петель «молли» (начнете подбирать рюкзаки, поймете, что это за молли такие).
Интернет (тот же OZON) сегодня дает все возможности выбрать нормальное снаряжение, не вставая со стула.
6. Без хорошей поисковой техники вы никому в экспедиции не нужны. Да и самому себе тоже.
Я имею в виду поисковые металлодетекторы. Нормальный поисковый прибор, который способен эффективно работать на местах боев, сейчас сто́ит от 30 000 рублей до 50 000 р.
Дорого? Да, недёшево. Но это правильная инвестиция в долгую эффективную работу на местах былых сражений.
Брать откровенно дешевый прибор, от тех же китайских товарищей, которые заложили в него непонятные характеристики, также не советую. Испортите себе и окружающим поисковикам все нервы. И ничего не найдете, кроме гильз, гвоздей и всякого непотребного шмурдяка.
7. Радиостанция. Без неё вас в поиск никто не пустит. Это не праздная блажь руководства, а первейший вопрос вашей безопасности в лесу. Поверьте – проверено опытным путем.
На первое время, пока не купите свою, кто-то из старых поисковиков даст попользоваться своей радиостанцией.
Безопасность новичков – важное условие в отряде.
Хорошая китайская радиостанция «Баофенг» сейчас стоит от 2500 до 5000 р. Для нашей работы подходит по всем параметрам.
8. Соответствующее обмундирование. Шастать по лесу в джинсах и веселеньких цветастых курточках можете по другим делам. В полевом выходе необходим нормальный камуфляж, «заточенный» именно под такие задачи. Он функционален, его не жалко, выбор этой одежды более чем достаточен. Летний комплект надежной одежды сто́ит около от 3 000 до 6 000 рублей. Зимний, естественно, дороже.
Обувь: резиновые сапоги; для совсем сухой погоды – однозначно добротные кожаные или комбинированные бе́рцы (6-10 тыс.р).
Испортите себе в лесу ноги – сорвете выполнение задачи и нанесете вред своему здоровью.
Кроссовки и всякие тапочки приберегите для прогулок по парку.
8. Походное снаряжение. Палатка, спальный мешок, специальный коврик под спальник, тент, газовая горелка, котелки, фляжки и прочее, без чего в многодневной поисковой экспедиции делать нечего. Сейчас рынок всего этого оборудования огромен, поэтому сделать выбор в условиях «цена – качество» сделать нетрудно.
Важно: жизненно необходим хороший полноразмерный нож, походные вилка-ложка, зажигалка. Ножей, не являющихся холодным оружием, сейчас в природе уйма. Выбирайте в диапазоне от 1,5 до 5 тыс.р.
Я, например, всегда ношу с собой два ножа: полноразмерный на поясе или на рюкзаке, второй – небольшой, в кармане рюкзака. Логика простая – если пролюбил основной нож, то под рукой есть резервный ножичек.
Также в рюкзаке имеются малоразмерные пассатижи. Зачем – легко догадаться.
Перчатки. Добротные тактические или рабочие. Садовые вязаные тоже подойдут. Потом сами захотите приобрести хорошие тактические перчи (1000 - 2000р.), которые надежно и надолго предохранят ваши руки от порезов о всякое ржавое железо, проколов древней колючей проволокой, а также от крапивы, борщевика и прочей едкой флоры.
Фонарь. Где нам только ни приходится лазить и ползать! Заброшенные подземелья, бетонные колодцы, обломки взорванных в труху железобетонных укреплений...
Мы часто возвращаемся затемно, километрами петляя по лесу или болоту, ведомые только «стрелкой» навигатора. Без фонаря в таких условиях – это, с большой вероятностью, без глаза, с вывихнутой ногой, мокрый и злой.
Фонарь желательно компактный, с хорошей автономностью. Дорогой и супер яркий не нужен.
Лопата. Лопата!!! Это основной наш инструмент. Очень точный и поэтому он должен быть крайне надёжен. Ничего лучше формата «фискаря» на рынке не присутствует уже лет 15. И вряд ли появиться.
С простой садовой лопатой в лесу работать крайне сложно. Она легкая, рукоятка «ломает» руки и очень нагружает спину.
И запомните! Последнюю точку во всех наших поисках всегда ставит именно лопата.
Щуп. На первый взгляд это примитивный инструмент, но на самом деле – очень замысловатая конструкция. О щупе вам думать пока рано, о нем вам расскажут уже в поле.
Важная деталь – в масштабах всей поисковой системы координат, при помощи щупов было найдено больше павших солдат, чем при помощи металлодетекторов.
Едем дальше...
Чтобы впоследствии не было разочарований (п.2), усвойте - никто не обязан пускать вас в свою палатку, давать свой котелок или горелку. Это справедливо.
В безвыходной ситуации – в палатку пустят, котелок дадут, едой поделятся. Но постоянно рассчитывать на это не советую. Халявщиков у нас не любят.
Что касается нашего отряда, коллектив у нас дружный и поступающее пополнение мы сразу же настраиваем на позитивный лад. Исходя из этого сообщаю, что у нас все участники экспедиции принимают скромную походную пищу вместе. Хочешь-не хочешь, а кушать придется тогда, когда решит коллектив. Всё в складчину: что взяли с собой, то и делим.
9. Средство передвижения. Повышенной проходимости, надежное и вместительное. Должно везти вас и вашу поклажу. В места́, где мы занимаемся нашей деятельностью, никакой легковой транспорт не доедет. Рассчитывать, что вас постоянно будут возить и привозить – не сто́ит (смотри пункт 2).
В прежние времена мы могли бы купить себе по хорошей легковой машине, однако ездим на стареньких «проходимцах». И все потому, что условия нашей поисковой жизни иного средства передвижения не предусматривают.
Почему у вас должно быть по-другому? Ведь вы пришли в поисковую жизнь надолго. Или нет?
10. Взаимоотношения в коллективе. Вы можете быть знаменитым астрофизиком, депутатом любого уровня или работягой на предприятии. Для нас – вы человек, который осознанно идет, несет, копает, чистит и делает многое, что требуется в экспедиции.
Человек, умеющий без амбиций и обид слушать, понимать и выполнять то, что ему скажут опытные поисковики. Человек, желающий быть полезным коллективу и общему делу, стремящийся познавать и учиться.
Мы в нашем отряде знаем друг друга много лет и относимся друг к другу с большим уважением. Этого же мы ожидаем и от других, решивших связать свою судьбу с нашим коллективом.
11. Работа с электронными архивами, мемуарами фронтовиков, слухами от местных жителей и т.д. Зачем всё это, объяснять не нужно.
12. Вам желательно свыкнуться с перспективой, что часть своих отпуско́в вы будете проводить не на южном берегу у теплого моря, а на южном берегу какого-нибудь дальнего болота в глуши себежских лесов, где пару дней подряд будете стоять по колено в болотной жи́же, по косточке, руками, доставая из неё останки погибшего бойца. И делать вы это будете с удовольствием и по собственной воле.
Вам придется отпрашиваться на работе или брать отгу́лы, чтобы поехать на ежегодную Вахту Памяти и там целыми днями долбить каменистую глину или выкидывать лопатой из раскопа кубометры сыпучего песка.
Мыться после этой работы вы будете в холодной воде ближайшего водоема. И, поверьте – это здорово! Бани, если что, у нас тоже есть. Походные.
13. Вы не сможете положить в свой карман никакого военного железа до тех пор, пока опытный поисковик не скажет вам, что оно безопасно.
Всё, что вы найдете в лесу, в нем и останется, если только оно ни будет иметь историческую ценность, не вступающую в противоречие с законом.
Выполнения мер безопасности в поисковом выходе – основа вашего нахождения в рядах поисковиков. Никому из нас не нужны проблемы из-за вашей неосмотрительности или пренебрежения к своему и нашему здоровью.
Мы уходим в лес, чтобы вернуться оттуда живыми и здоровыми.
Если, прочитав все вышеизложенное, вы уверены, что поисковая жизнь – это ваша судьба, начинайте готовиться к ней. Вы начнете учиться уже в процессе подготовки - подбирая рюкзаки, радиостанции, обувь, палатки, горелки, ножи и кепки с перчатками, читая в интернете отзывы и рекомендации.
Когда вы соберете необходимый минимум, вы сможете приступать к полевым тренировкам.
Постарайтесь прямо сейчас, до того, как вы начали тратить деньги, честно ответить себе на один вопрос – готовы ли вы брать в руки останки погибших людей? Готовы ли вы относиться к ним бережно и уважительно? Будете ли вы часами перебирать грунт в поисках самой маленькой косточки? Не будет ли вам лень чистить гнутые котелки, ржавые бритвы, портсигары, мундштуки в поисках чуть заметных инициалов? Способны ли вы часами искать в электронных архивах фамилии тех, чьи останки могут оказаться вашей вчерашней находкой?
Сможете ли научиться читать карты боевых действий далекой войны, до рези в глазах рассматривая условные знаки, стрелки и обозначения рубежей атак. А еще все это надо будет научиться анализировать, чтобы вычислять места, где до сих пор скорее всего лежат наши люди, которых мы не имеем права бросать с темном вечном забвении.
Если вы сумеете в итоге решить, что конкретно вы готовы дать поисковому движению и путь приведет вас в один из поисковых отрядов, поисковое братство будет очень этому радо. Новые молодые лица, новые пытливые характеры, новые вопросы – это наша тема.
Время и средства, использованные вами на подготовку, окажутся не напрасными тратами. И нам будет очень приятно, когда, спустя некоторое время, вы пройдете весь путь от стажера до поисковика и встанете в один ряд с теми, кто состарился на поисковой работе. Не должны ходить в бой одни старики.
Вот, в основном и всё, что на мой взгляд вам нужно знать в начале вашего нового пути. Все остальные знания и навыки вам предстоит получать уже на самом поисковом фронте.
Если, после всего прочитанного вы решите, что осознанно готовы связать свою жизнь с судьбами давно ушедших людей, павших за свою Родину задолго до вашего рождения, значит у вас, по всей вероятности, уже не останется выбора. Затянет наглухо.
А когда, через несколько лет вы увидите, сколько всего вы накупили для своей полевой жизни, вы вообще никогда её не бросите, ибо от таких инвестиций отказаться невозможно.
Если вы посчитаете, что в своем манифесте я слишком сгустил краски – это тоже вариант.
В этом случае вы можете создать свой поисковый отряд и заняться поисковой работой так, как считаете нужным.
Честь имею.