Найти тему
Картины рассказывают...

И только лучик надежды на картине Уильяма Холмана Ханта

Одна из самых известных картин Уильяма Холмана Ханта, английского живописца, одного из основателей Братства прерафаэлитов, называется "Пробудившийся стыд".

Уильям Холман Хант. Пробудившийся стыд, 1853
Уильям Холман Хант. Пробудившийся стыд, 1853

На картине изображена женщина, встающая с колен мужчины. На первый взгляд обычная житейская сцена. Но само название картины заставляет заподозрить, что не все в ней так просто, и вызывает вопросы. Почему стыд? И почему пробудившийся?

Отчасти объяснение можно найти в книге «Прерафаэлитизм и Братство прерафаэлитов» Ханта, где он писал, что изначально идею для композиции картины ему дал роман «Дэвид Копперфилд» Чарльза Диккенса.

Хант не планировал воссоздавать какую-либо конкретную сцену из романа. В его планах было создать общий образ некой "падшей женщины".

Что он и сделал, выбрав в качестве натурщицы Энни Миллер, на которой даже планировал жениться.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Но свадьбы так и не случилось. Энни Миллер не стала женой Ханта. Как и героиня картины не является женой мужчины, у которого она совсем недавно сидела на коленях. На её пальце нет обручального кольца. Она всего лишь его содержанка.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Что же заставило женщину подняться с колен мужчины? Музыка! На фортепиано стоят ноты.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Можно прочитать название песни, которую они только что совместно исполняли. Это произведение «Часто в тихую ночь» Томаса Мура, поэта-романтика, песенника и автор баллада. В песне говорится об упущенных возможностях и грустных воспоминаниях о счастливом прошлом.

Это и заставило молодую женщину встрепенуться, задуматься о своей жизни.

Её взгляд устремлен вперед, в залитый солнцем сад, который отражается в зеркале позади нее.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Девушка словно вся в движении, в стремлении к светлому будущему. Ей хочется вырваться из тесных рамок своей жизни. Таких тесных, как и комната.

Да, она хорошо обставлена, вполне богата. Но она не её. А мужчины, который может появиться в ней, когда пожелает, бросив небрежно шляпу на стол.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Она всего лишь игрушка в его руках. А после ухода "благодетеля" ей остаются только слезы. Как на других нотах, брошенных на полу.

-7

«Слезы, пустые слезы» – музыкальная адаптация Эдварда Лира к поэме Теннисона.

Девушка как птица в когтях кота, расположившегося под стулом.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Сломаны крылья, лапа прижимает к полу. И не вырваться, и не улететь.

Вся её жизнь как запутанный клубок нитей. Не распутать.

-9

И в этом доме она одинока. Словно одинокая перчатка, брошенная на пол.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

А время уходит. И потраченное впустую время символизируют часы, спрятанные в закрытом сосуде.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Сам же мужчина доволен. На лице ни тени раскаяния.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Он вполне самодоволен. Ему даже не приходит в голову, что "купленная" им красотка может быть недовольна. Кто платит - тот хозяин.

Хант и его картина не дают ответа на вопрос: сможет ли девушка вырваться из этой тесной комнаты, начать новую жизнь. Лишь лучик света, почти незаметный в нижнем правом углу картины, дает маленькую надежду.