27 января благополучно разрешилась по бремени мать Аспазия, радуясь что она родила здорового сынишку. Но могла ли она представить, что муки рождения по сравнению с тем, что придётся ей пережить за будущего мученика Иоанна были только их началом. У кого вера некрепкая, терпения не недостаточно, читайте эту молитву к воину Христову. Текст её здесь: https://t.me/molitvaikona/5162.
Та атмосфера, в которой рос сын македонца Николая Янолиде благоприятствовало тому, чтобы навсегда уразуметь, что Бог со всеми, Он везде, "Он со всеми Ангелами парит воздухе, помогая нам освещаться и спасаться".
В душе было твердое убеждение, что Христос с ним.
Бабушка, мама - женщины, наделённые от Бога мудростью еще больше укрепляли его веру. Уже без неразрывной связи Бога жизнь ему казалась немыслимой.
Уже тогда все содержание его души был Бог.
Детство его протекло спокойно и ровно, в отличии от юности. Иоанн, имея в душе высокие нравственные идеалы, поступил в "Братство Креста", где помогает воспитывать молодое поколение в духе веры.
Благо благосостояние родителей позволяю ему уехать к Бухарест изучать право, но не долго. Будучи студентом первого курса ему была запланирована встреча в лесу на окраине Бухаресте с молодежью, но она была подставная. По всему лесу были расставлены агенты, где в итоге всю молодёжь, которую только могли поймать, арестовали, включая Иоанна.
Он единственный, как потом вспоминают его студенты, товарищи был настоящим примером для стойкости и мужества. Он шел с завязанными руками, в тот момент, когда его жёсткого били и грубо с ним обращались. Будущий мученик держал спину ровно, прямо еще и с высоко поднятой головой.
На допросах было хуже, его жестоко избивали, а пытки с каждым днем становились все более зверскими, что потом он был вынужден был писать левой рукой. Но это не дало забыть Бога, наоборот в ожидании суда, он никого ничего не просил, а просто горячо молился. Вот так и каждый из нас должен делать, когда ему сложно, тяжело. Читать молитву о даровании терпения. Проходите по ссылке: https://t.me/molitvaikona/4113.
Когда ему дали самый большой срок за участие в запрещённой организации, он оставался также в покое. Даже в тот момент, когда ему давали последнее слово, он встал и единственный из все заявил, что он с радостью идет на осуждение за веру, живущую в его сердце. Он встал по стойке смирно, обратил взор свой к небу и его лицо просияло радостью. Подобного представители власти не видели никогда.
Так 21 -летний студент впервые оказался в тюрьме.
Впоследствии его переведи в Аюд, особую тюрьму, чтобы пострадать за Христа и народ. Его сковали по рукам и ногам цепями, как и других юношей, и посадили в суровый тюремный режим. Невыносимый холод, отвратительное питание и начальник тюрьмы, который будто бы извращался в пытках над молодежью, превращая их существование в пытку, только помогали укрепляться в вере.
Мы сознательно шли на мученичество, но за то мы, угодя в волчью пасть мы не запятнали свои души.
Это говорит о том, что он тюрьму воспринял за мученичество.
Но и в тюрьме каким-то образом нашел время на право. Он и там занимался самообразованием, умудрялся изучать философию, педагогику, политику, но главное дело его жизни была душа. Он часами мог молиться, совершал каждый раз ночные бдения и каждый раз не забывал читать Священное Писание.
Но несмотря на свои духовные плоды, он чувствовал, что он не достиг высот. Он видел свои недостатки и в том, что у него были грехи, которые не мог признать из себялюбия в перемешку со стыдном, не поборол еще гордость, которая мешает стяжать умиления духа, плюс ко всему у него еще не было духовника.
Ему так не хватало человека, кому он мог бы открыть свои сокровенные чувства и мысли, который как носитель благодати хоть немного мог бы поделиться с ним своей Божественной силой и светом, в котором он так нуждался.
И Бог дал ему такую возможность, новый повод для смирения. Однажды тюремный истязатель так его бил и пытал, то тот сломленный болью сдался и себя объявил бандитом, а его уважаемым человеко. И хоть эта минула была для него унизительной, но она заставила переосмыслить всю его жизнь.
Эта минута станет для него поворотной, он впервые упал ниц и назвал себя окаянным.
А потом гордыня его полностью его была сокрушена. Он стал себе невыносим. Ему попался один заключённый священник, который рассказал о делании Исихасткой молитвы, которой он несколько месяцев подвизался.
После чего, обновившись духом, принимает решение посвятить всю свою жизнь без остатка Христу. В этот период на него с силой сошла благодать Святого Духа, так что он уже не чувствовал ни голода, ни других тюремных страданий и стяжал глубокий внутренний мир, так что даже сон его, грубый, кратковременный, неспокойный был полон прекрасных сновидений.
Эти мгновения, а потом и постоянное его состояние благодати, помогали пережить те страшные предстоящие страдания, которые еще уготовит ему жизнь.
Благодаря помощнику и товарищу в тюрьме , ветхий в нем человек начинает умирать в нем каждый день, но для этого в сердце рождался Христос. И хоть ему сложно было отойти от старых друзей, старых знакомств, старых занятиях но зато радость его переполняла от того, что впереди его ждет что-то очень хорошее…
На него вскоре снизошла благодать Божья что ему уже не хотелось ни кушать, ни спать. Он даже не чувствовал тех нестерпимых страданий, которые его переполняли. Даже сон его изменился, он стал всегда прекрасным, благодатным.
От своего духовника он получил епитимью, и он был рад такому Божественному его прощению. Он пойдёт в камеру, и решительно и смиренно без утайки, расскажет о всех своих грехах без утайки. Все эти с лова он готовил для исповеди, но первым сказа именно им, чтобы они знали его во всей наготе и помогли ему, если смогут.
Эти двое друзей так были поражены откровенностью Иоанна, что тоже сделали ему искренне и глубоко. После этого они уже помещаются в одну общую камеру
Там они вместе молятся, читают и толкуют Евангелие, всецело доверяют друг другу. Именно в этот момент он обучается резьбе по дереву, вырезает кресты и иконки из дерева, что становится делом всей его дальнейшей жизни.
Потом его переводят новую колонию, она по сути свободная, но хозяин на которого они работали не позволял им питаться от плодов своего земли. Зато они могли общаться со своими близкими, ходить в ближайший храм и отлучаться от поместья.
Работа была в поле очень тяжелой, ведь они работали там почти голодными. Но зато молитва, дружеская поддержка и советы друзей очень помогали и приободряли. Своей свободой они воспользовались не сразу, сначала для продолжения знакомства с сестрой Валерия, а затем для того, чтобы убегать если их мучали, как врагов народа.
У Иоана за плечами было уже 7 лет осуждений впереди его ожидали новые. Но он попал под эксперимент, ведь он числился студентом, перевоспитать его ,но именно голодом, холодом и унижениями.
Задача была разрушить студентов физически, сокрушить их, лишить сил, чтобы у них не осталось даже сил реагировать на все те мучительные пытки.
Они знали ,что для них что-то готовит, но они и представить не могли, насколько он чудовищный.
И вот вечером именно в Рождественский сочельник они начались. И это было худшее, что когда бы переносил Иоанна, настолько жесткими были пытки, что даже смерть не оказалась им альтернативой.
Он не попала под их продолжение, но зато утром был сильно избит своим надзирателем, опять же за веру, за Христа. Оказалось ,что он узнал про вещи, которые он прятал. Иконку в штанах, крестик в правом рукаве свитера, а брошюрку от Евангелия прятала в матраце.
Тот, отдав крестик заявил ,чтобы был с ним осторожнее, бороться со святым крестом выше ваших сил. Но это исповедание веры привело в ярость палача, он стал топать крестик сапогами, бить ломом, издавая дикие крики подобно бесноватому.
Иоана так тяжело это пережил ,что залитый кровью была оказана минимальная помощь, а потом его бросили в камеру, в которых он узнала о новых не менее страшных для него событиях.
Оказалось, что студенты воспитанные перевоспитались и уже воспитывали других. Это поразило Иоанна и ему ничего не оставалось как молиться.
«Я не видел никакого выхода, поэтому целиком предал себя воле Божией. Чувствовал, что ум мой помрачается, и еще усердней призывал Иисуса, чтобы Он дал мне покой и свет».
В тюрьме воцарилась невыносимая атмосфера психологического террора, но духовный навык, обретенный Иоанном, стал для него щитом в этих страшных обстоятельствах:
В ожидании «смены» я молился по 10, 16 и даже 20 часов в день, а ночью молитва сама собой говорилась сквозь сон
«В ожидании “смены” я молился по 10, 16 и даже 20 часов в день, а ночью молитва сама собой говорилась сквозь сон. Падений в тех обстоятельствах у меня не произошло потому, что меня покрывал Бог, но признаюсь: я предпочел бы умереть, чем быть умерщвленным духовно, и стал бы искать смерти, если бы понял, что больше не могу сопротивляться. Но Бог избавил меня и от этого, и так я дожил до старости».
Так бы продолжалось и дальше, но от духовного перенапряжения после столько лет мучений голоде и побоях у него кровь хлынула из носа и рта. Он наконец обрадовался, ему казалось ,что пришёл его конец. Но нет, его всего лишь из-за того ,что он заболел туберкулезом перевели в тюремную больницу Тыргу Окана.
Там условия были более легкими и кормили не плохо, на свежий воздух разрешали выходить. Но там он как только пришел в себя и быстро пошел на поправку. Стал помогать своим товарищам. Он много стирал, не щадил себя, обрабатывал раны, помогал справлять нужды, всеми силами служил им.
А теми кто был покрепче по здоровью он служил бдения в камере умирающих и это помогло сохраниться глубокой христианской атмосферой молитвой.
Потом были новый приступ туберкулеза. Новые пытки, новые обвинения, последним из которым был итог- еще 25 лет тюремного заключения. И все потому ,что но проповедовал Христа за решеткой. И с ним были много других осуждённых, которые тоже были за Христа. Все они были обвинены и наказаны в тюремные ссылки сроком от 15.
До того как сделать ему приговор, его изнеможённого усталого, избитого в вели в камере, но он был так обезображен, что его даже мама родная не узнала.
А дальше хуже. Он снова переведён в новую тюрьму, а перед ним злостный ужасный палач, имеющий карточку со словами» внимание, очень опасный легионер». Эта запись была выделена красным цветом. Так невинный и кроткий Иоанн был объявлен общественно опасным. Он, благочестивый и обходительный стал угрозой и смертельной опасностью для коммунистического безбожия.
Но в тот день даже этот злостный правдоискатель не обидел Янолиде. Он забежал в камеру и крикнул, этот человек сидит более 20 лет и болен, ему нужны нары под окном.
В камере началось смятении, видно было как его платок на шее, был окровавлен. К тому же он сам добавил ,что сидит в тюрьме еще со студенческих лет, болеет туберкулезом ,а еще не держит равновесие, из-за постоянных ударов по голове. И еще просил если есть священник благословить его.
В камере у всех были места у окна, и никто не хотел уступать ему место, кто так нуждался в воздухе. И он сел не кого не спрашивая на нары что стояли у самой двери. Начался новый последний самый страшный эта перевоспитания. Но он в нем не участвовал, у него была справка, о том, что человек безнадёжно больной, прикованный к постели.
Из своих 38 лет более 20 лет он провел в румынских тюрьмах ,но так и не потерял своей красоты, ни душевной, ни физической. Что только он не перенес в свои почти юные годы, все дьявольские изобретения, которые только могли быть им изобретены. Город, война, стужу, злых людей, смерть, тиф, туберкулёз, но так и остался святым среди других заключённых.
Его мучения были несравнимы, конечно, с пытками первых христиан, которых жгли на огне и бросали на съедение животным, но их мучения длились после этого минуты, а его страдания – десятилетиями.
Но даже там сидя, в моменты стычек, он оставался в спокойном расположении духа, итая псалмы и молитвы, не теряя душевного спокойствия. Он и так оставался образцом святости.
Ведь он столько лет сумел стяжать внутренний мир, за столько молитвенных подвигов и долготерпения страданий который теперь никакие лишения тюремной жизни и другие бедствия, не коснутся.
Чтобы у человека не создалось навыка ко греху и таким образом в нём не возникла губящая его страсть, надо бороться с грехом у самого истока его возникновения. Необходимое условие борьбы со страстями – это отсечение лукавых помыслов.
Авва Стратигий учит:
Будь привратником сердца своего, чтобы не входили в него чуждые, постоянно спрашивая приходящие помыслы: наш ли ты, или от врагов наших?
Даже его характеристика гласила об одном, о неотступной от своих правды и цели:
«В целом это элемент неподатливый и фанатичный. Начиная с 1962 года был вовлечен в культурно-воспитательную работу, но с самого начала занял четко враждебную позицию к культурной работе. И в настоящее время придерживается той же позиции, не допускающей уступок, оказывая негативное влияние в рядах заключенных. К работам не привлекается».
Но потом все же их выпустили, все рыдали когда уходили с этой преисподни.
«Я был шокирован и плакал навзрыд», ‒ вспоминал Иоанн об этих минутах тяжелого душевного потрясения. Он приехал в свой город, но его никто не ждал, он был чужой среди своих. Он так надеялся что его невеста ждет его, и мать будет рада его возращению но каково же его было удивление и удар, когда о узнал ,что мать отошла ко Господу три года назад, а невеста прождав его 18 лет так в неведении жив он или нет вышла замуж за другого.
Сердце Иоанна чуть не разорвалось.
«Я весь скорчился и разразился глухим плачем, который не утихнет в моей душе никогда. Все рухнуло и превратилось в руины, развалины, а я оказался призраком, привидением, химерой. Но положился на волю моих родных. И рука об руку с двумя старичками вступил в мир новый, враждебный, опустошенный».
Валентина не раз приходила к нему в больницу, куда его вскоре положили на реабилитацию и говорила, что разведется с мужем, но даже от этого ради Христа он отказался, зная что брак таинство выше ,чем обручение.
Бог после столько страданий послал ему благую утешительницу супругу Констанцу, которая будет заботится о нем пока он не сомкнет глаз.
Последние годы жизни, он продолжает вспоминать то, что ему пришлось пережить. Это для него как исповедь, он писал ее второпях, и складывал в светильника, сразу же после написания. Он преследовался властями и потому боялся быть замеченным. И как только был готов последний листок, он отошел к Богу, Бог забрал его чтобы дать воздаяние за свои священные подвиги. Всю жизнь он посвятил Богу, даже на могиле были такие слова, девиз всей ее жизни: Все во Христа». А еще люди, приходящие проводить его получали ладанки и крестики, вырезанные им из дерева.
Письма попали в монастырь, книга его с жуткими воспоминаниями была напечатана. Свидетельство Иоанна, содержащееся в ней, потрясающе, оно переворачивает душу, поскольку, прочитав эти страницы, уже невозможно оставаться таким же, каким ты был прежде. Сила, с которой он свидетельствует, делает нас ближе ко Христу, ибо в ней вопиет глас из святых тюрем, взывающий ко всем поколениям до скончания века: возвратитесь ко Христу ‒ для человечества это единственный шанс спастись.
Хотя в мире он жил как безымянный, которого «не знал никто, кроме темницы», свет, который он оставил в истории, и духовный труд, принесший после него плоды, дают нам право сказать, что жизнь Иоанна Янолиде ‒ это идеал христианского совершенства, и он наш молитвенник и ходатай на небесах в сонме святых, пострадавших в тюрьмах.
Радуйся, блаженный Иоанне, многострадальче Божий!