Не секрет, что проблема негативного отношения к книге среди подрастающего поколения всё более усугубляется. Такое положение вещей ведёт к падению культуры, оскудению духовного мира нового поколения.
Этот вопрос волнует и меня как маму. Не потому, что мои дети вырастут плохими людьми, если не будут читать, а потому, что этим они лишают себя целого мира впечатлений, знаний, эмоций.
Словом, их внутренний мир будет намного богаче, если книга станет частью их жизни.
Чтобы понять, как я могу повлиять на этот вопрос, периодически читаю книги специалистов по детскому чтению. Сегодня хочу познакомить вас с Ираидой Ивановной Тихомировой.
Всю жизнь она занимается изучением этой проблемы. С 1971 года она работает в качестве доцента кафедры детской литературы Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств.
Читает авторский курс «Психология детского чтения», печатается в библиотечных журналах. Многие годы развивает концепцию приучения детей к книге как источнику знаний.
Думаю, кого-то из педагогов, библиотекарей и таких же неравнодушных как я могут заинтересовать книги И. И. Тихомировой.
Пособие "Школа творческого чтения" предназначено для руководителей по детскому чтению. Здесь и возникает риторический вопрос из названия статьи😁☝️. Поэтому я тоже прочитала не без интереса.
Автор делает акцент на том, что литература, ее эмоционально-творческая энергия - это универсальный инструмент для зажигания сердца. Ведь для ребенка свойственно думать именно сердцем.
Автор предлагает разные методики: анализ читательских впечатлений, тестирование, эмоциональный тренинг, угадывание контекста, игры в слово или парадоксальные литературные загадки.
В основе каждого метода лежит открытие таланта читателя, основанное на творчестве понимания людей, на приоритетах душевных качеств личности.
Помнится, благодаря пособию И. Тихомировой заинтересовалась книгой Гарина-Михайловского "Детство Тёмы".
Вот, что писала об этой книге Ираида Ивановна:
«Классический материал для наблюдения за сложной внутренней жизнью персонажа дает повесть «Детство Темы» Гарина- Михайловского. Открыв первую же страницу, читатель сразу оказывается «внутри» Темы, в переходах от одной его мысли в другую, одного чувства – в противоположное: от радости – к отчаянию, от воодушевления – к апатии, от нежных чувств – к ненависти. Только что перед нами был один мальчик, но вот он нечаянно сломал любимый цветок отца… и уже совсем другой. Первый — счастливый, довольный, умный; второй – трусливый, несчастный, настороженный. Всего лишь миг – и бездна отделила одного от другого. Этот миг как бы взорвал внутренний мир ребенка и вызвал шквал разнообразных по характеру мыслей и чувств. Если представить себе, что читающий ребенок этого не заметил, значит, чтение повести прошло впустую. И дело не только в том, чтобы заметить, но и в том, чтобы пережить страдания и радости героя, как свои собственные, поставить себя на его место. Только тогда Тема войдет в плоть и в кровь личности ребенка и запечатлится в нем навсегда. И если «великое переселение» – на этот раз из книги во внутренний мир читателя – произойдет, то можно надеяться, что доброе чувство не только к Теме, но и к другим детям поселится в сердце ребенка.»