Найти тему

Гражданская «пятерка» от ОАК

Оглавление

Корпорация форсирует производство самолетов для российских авиакомпаний

Учитывая принципиально новую политическую ситуацию, Правительство России в 2022 году оперативно пересмотрело планы развития отраслей, связанных с авиацией. 25 июня 2022 года утверждена «Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли РФ до 2030 года». 11 марта 2023 года документ был скорректирован. В программе сформулированы требования, предъявляемые государством к промышленности в части гражданской авиатехники, а также стратегические вопросы финансирования.

Историческая миссия ОАК

В ближайшие восемь лет, в соответствии с прогнозными показателями (в современных условиях их следует понимать как государственный план), авиакомпаниям России должно быть поставлено 1 036 отечественных самолетов. Свыше половины из них – это дальнемагистральные, среднемагистральные и региональные лайнеры, находящиеся в сфере ответственности Объединенной авиастроительной корпорации. Остальные – самолеты других российских предприятий для местных воздушных линий.

Роль ОАК в реализации планов государства выглядит куда более значимой, если оценить провозные емкости намеченного к производству парка. Суммарный показатель для всех гражданских самолетов, перечисленных в «Комплексной программе» – порядка 94 тыс. кресел (если считать по средней пассажировместимости). На самолеты ОАК приходится почти 90 % провозной емкости всех намеченных к выпуску машин.

Причем, если у значительной части самолетов местных линий есть дублер в виде эффективного и работоспособного вертолетного парка, то магистральные и региональные машины ОАК в долгосрочной перспективе такой подстраховки иметь не будут. Ведь, как заявил генеральный директор госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, «Boeing и Airbus вряд ли будут поставляться в Россию». Добавим, что этот тезис относится и к китайским среднемагистральным и региональным машинам, доля иностранных компонентов в которых существенно выше, чем у их российских аналогов.

Импортозамещение в России основано на собственном научно-техническом потенциале, а не на копировании существующих зарубежных решений. Это – важное преимущество нашей страны. Вопрос не в том, способны ли российские предприятия разрабатывать и выпускать компоненты для авиатехники. Проблема – в быстрой организации грандиозной многоуровневой кооперации, в которой ОАК – это, образно говоря, верхушка айсберга. Отсутствие даже одного прибора или узла могут обесценить усилия сотен предприятий.

План, задачи, компетенции

Комплексная программа предусматривает поставку заказчикам 564 самолетов пяти типов (см. табл.1). Свыше 70 % из них – воздушные суда нового поколения SJ-100 и МС-21-310. Самолеты Ил-114-300, Ту-214 и Ил-96 – это ранее разработанные самолеты, которые в разной степени прошли модернизацию.

Свыше 60 % прогнозируемых поставок – среднемагистральные самолеты. Такой подход вполне обоснован. По состоянию на начало 2022 года в парке российских авиакомпаний самолетов этого класса насчитывалось 54 %. Объяснимо и планируемое повышение их доли. Первоочередная задача ОАК – обеспечить внутренние перевозки, в которых востребованы прежде всего средне- и ближнемагистральные самолеты. В период до 2030 года их доля составит 85,5 % всех прогнозируемых поставок по линии ОАК.

Поставки в такой структуре и в таких объемах позволяют удовлетворить потребности во внутренних перевозках даже при самом неблагоприятном развитии ситуации с поддержанием летной годности иностранных самолетов, имеющихся в парках отечественных авиакомпаний. Если же эксплуатация их значительной части будет продолжена (а по результатам прошедшего года для этого есть все основания), то будут успешно решены задачи наращивания авиационных перевозок и повышения аэромобильности населения России.

Комплексная программа имеет существенные отличия от ранее действовавших планов развития гражданского самолетостроения. До введения западных санкций предполагалось сосредоточить усилия на новых, конкурентоспособных по мировым меркам программах, таких как SJ-100 и МС-21, а также на возрождении на современном уровне проекта Ил-114-300.

В изменивших политико-экономических реалиях приходится учитывать новые факторы. Среди них: срочность обновления парка, ограниченность производственных мощностей предприятий, а также технические риски, неизбежные в новых программах. Именно поэтому предусмотрены поставки коммерческим авиакомпаниям самолетов Ту-214 и Ил-96, которые в последнее десятилетие выпускались в ограниченных масштабах и только для государственных заказчиков.

-2

Что построит ОАК?

Объединенная авиастроительная корпорация выпускает или завершает разработку пяти типов гражданских самолетов. Сводная информация о запланированных к поставке самолетах приведена в табл.2.

Гражданская линейка ОАК по своим возможностям обеспечивает все потребности авиакомпаний в сегменте региональных и магистральных перевозок: от фидерных рейсов в пределах одного региона до дальнемагистральных полетов.

-4

Ил-114-300

Региональный пассажирский турбовинтовой самолет Ил-114-300, разрабатываемый Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина – это глубокая модернизация лайнера Ил-114. Машина изначально создавалась специально для отечественных местных авиалиний, в том числе для использования в регионах со слабой аэродромной инфраструктурой и в сложных климатических условиях – труднодоступных районах Севера, Дальнего Востока и Сибири.

Решение о запуске программы модернизации и возобновлении серийного производства самолета Ил-114-300 было принято по итогам совещания по вопросам развития авиастроения, состоявшимся 18 мая 2016 года.

От базовой машины Ил-114-300 отличается рядом новшеств. На самолете установлен современный пилотажно-навигационный комплекс для полетов в сложных метеоусловиях. Новые двигатели с цифровым управлением имеют увеличенную мощность.

Технические характеристики воздушного судна позволят эксплуатировать его при слабой аэродромной инфраструктуре, в том числе с коротких, а также грунтовых взлетно-посадочных полос. Ил-114-300 имеет встроенный трап для входа и выхода пассажиров. Обеспечен быстрый и легкий доступ ко всем элементам конструкции и агрегатам, необходимость подхода к которым предусматривается программой технического обслуживания.

Конструкция и характеристики самолета позволяют создавать на его базе воздушные суда различных модификаций: транспортный, грузопассажирский, санитарный, полярный и ряд других. Отметим, что уже много лет предприятие «Радар ммс» использует самолет Ил-114ЛЛ для испытаний радиоэлектронной техники.

Окончательная сборка самолетов ведется на Луховицком авиационном заводе им. П. А. Воронина.

Программа находится на стадии завершения сертификационных испытаний и развертывания серийного производства. Некоторая задержка в графике программы Ил-114-300 связана с необходимостью доработки двигателей ТВ7-117СТ-01.

Начало поставок запланировано на 2024 год. В приобретении новых региональных самолетов, которые заменят Ан-24 и Ан-26, заинтересован ряд российских авиакомпаний, в том числе дальневосточная «Аврора». Объем поставок до 2030 года составит 70 самолетов с максимальным темпом 12 машин в год.

SJ-100

Ближнемагистральный пассажирский самолет SJ-100 – это новая модификация лайнера SSJ-100, который серийно выпускается с 2011 года.

Свыше 150 «Суперджетов» эксплуатируется в парках 9 российских авиакомпаний, а также у ряда государственных заказчиков. Гармоничное сочетание дальности, вместимости и комфорта позволило российским авиакомпаниям нарастить прямые перевозки между городами России в обход московского аэроузла. Доля таких авиарейсов в 2023 году достигла 50 %.

После введения западных санкций именно «Суперджеты» позволили поддержать международные перевозки. По результатам 2022 года большинство крупных эксплуатантов самолета улучшили свои экономические показатели. Например, чистая прибыль авиакомпании «Азимут» возросла в 6 раз, по сравнению с 2021 годом.

SJ-100 получит новые российские двигатели ПД-8, сертификационные испытания которых планируется завершить в сентябре 2023 года. Всего импортозамещению подлежат свыше 40 систем самолета. Параллельно с внедрением отечественных систем реализуется комплекс мероприятий по модернизации конструкции планера, направленных на повышение эксплуатационных и технологических характеристик самолета. В статических испытаниях обновленного планера задействованы ведущие авиационные научные центры России – ЦАГИ и СибНИА.

По результатам наземных и летных испытаний будет получено главное изменение к действующему сертификату, что позволит начать эксплуатацию лайнеров SJ-100 в конце 2023 – начале 2024 года.

Сборку самолетов ведет производственный центр «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре, в число поставщиков элементов планера входят ряд предприятий ОАК.

До 2030 года планируется поставить 142 самолета с максимальным темпом 20 машин в год.

По характеристикам «Суперджет» не уступает зарубежным аналогам, превосходя их по уровню комфорта для пассажиров.

Передовые технические решения, такие как цифровая электродистанционная система управления, а также соответствие перспективным экологическим стандартам позволит самолету сохранять конкурентоспособность достаточно длительное время.

МС-21-310

-5

МС-21 задуман как перспективное семейство среднемагистральных лайнеров, которые возьмут на себя основную долю авиационных перевозок в России. Модификация МС-21-310 – это импортозамещенный вариант самолета МС-21-300, вместимостью от 163 до 211 пассажиров, который был сертифицирован в конце 2021 года. Дальность полета и вместимость лайнера позволяют летать по наиболее востребованным маршрутам российских авиакомпаний, включая, например, перелеты Москва – Иркутск.

По техническому уровню систем самолета МС-21-310 не уступает зарубежным аналогам, таким как B737 MAX и A320neo. Что же касается планера, то МС-21 – это существенный шаг вперед по сравнению с ними.

Впервые в мире на самолетах этого класса крыло и хвостовое оперение изготовлены, в основном, из композитов, что существенно улучшило аэродинамику самолета.

МС-21 задает новый стандарт комфорта среднемагистральных самолетов, выводя его на уровень дальнемагистральных лайнеров. Самая большая в своем классе ширина фюзеляжа обеспечивает расширение личного пространства пассажиров и увеличение свободы передвижения – возможен проход мимо тележки обслуживания.

Программа МС-21 первая среди российских авиационных проектов подверглась воздействию западных санкций. В 2018 году зарубежные партнеры отказались поставлять сырье для композитных конструкций, что потребовало заменить их российскими аналогами. Проблема была успешно решена в короткие сроки, и в конце 2022 года Росавиация одобрила главные изменения в типовую конструкцию самолета МС-21, связанные с установкой крыла из композиционных материалов отечественного производства и российского двигателя ПД-14.

К концу 2024 года работы по импортозамещению остальных систем самолета и агрегатов по 60 позициям будут завершены.

К 2029 году Иркутский авиационный завод (филиал компании «Яковлев») должен выйти на производство 72 самолетов в год.

Из всех разработанных в России самолетов МС-21 имеет самый большой потенциал развития. Как заявил вице-премьер — глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, ведется проработка различных вариантов развития семейства МС-21, включая самолет на 220–250 пассажиров.

Ту-214

Среднемагистральный лайнер Ту-214, поднявшийся в небо в 1996 году, имеет свою нишу в перспективном авиапарке российских компаний.

Производство самолета не прерывалось, хотя и велось невысокими темпами в интересах государственных заказчиков. Часть из ранее выпущенных 34-х самолетов Ту-214 может быть возращено в эксплуатацию в пассажирском варианте.

Достоинство Ту-214 – отсутствие систем и агрегатов зарубежного производства. Лайнер оптимизирован для полетов на увеличенную, по сравнению с более легким МС-21, дальность.

В настоящее время ОАК сосредоточен на технологической модернизации Казанского авиационного завода, что позволит к 2025 году выйти на выпуск ежегодно 10 самолетов. Денис Мантуров не исключает увеличение этого показателя до 20 машин в год.

Как заявил генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь, есть перспективы у грузовой версии самолета. Следует отметить, что российские авиакомпании эксплуатировали в недавнем прошлом более 40 грузовых самолетов, созданных на базе реактивных пассажирских лайнеров, в том числе 3 самолета Ту-204С. Минимум половину из действующего грузового парка способен заменить Ту-214, созданный на безе Ту-204.

Ил-96

Дальнемагистральные самолеты семейства Ил-96 выпускает Филиал ПАО «Ил» – ВАСО. Выпуск лайнеров стартовал в 1990 году и велся низкими темпами в интересах, в основном, государственных заказчиков. Коммерческую эксплуатацию Ил-96-300 после 2014 года вела только авиакомпания Cubana.

Помимо базовых вариантов самолета, ВАСО ведет производство увеличенной пассажирской модификации Ил-96-400М, отличающейся большими размерами и вместимостью. Ранее в Воронеже были построены грузовые самолеты Ил-96-400Т, которые могут заменить в парке некоторых российских компаний грузовые самолеты западного производства.

Комплексная программа предполагает постройку до 2030 года 12 самолетов Ил-96.

Относительно низкие темпы выпуска машин связаны с рядом факторов. В их числе – снижение более чем в три раза международных авиаперевозок в 2022 году по сравнению с 2019 годом на фоне достаточного парка западных широкофюзеляжных самолетов у российских авиакомпаний.

В долгосрочной перспективе направление развития отечественных дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов будет определяться прогрессом в разработке систем для них, а также уровнем взаимодействия с дружественными зарубежными партнерами. Технический и технологический задел для такого развития уже формируется. Идет разработка двигателей большой тяги ПД-35, проходит испытания прототип композитного кессона крыла будущей широкофюзеляжной машины.

Текст: Сергей Сокут (ПАО "Яковлев")