Все мы часто в информационных целях пользуемся результатами исследований различных аналитических компаний. Это быстро, наглядно, позволяет делать определенные обобщающие выводы, но при этом не является позитивным фактором то, что зачастую это компании зарубежные.
Новый законопроект в Госдуме
Вот и задумывается по этому поводу даже Государственная дума, что следует ли иностранным фирмам изучать и анализировать, к примеру, нашу экономическую деятельность и сведения о гражданах.
В связи с этим 31 июля в Госдуму официально внесен законопроект, который предполагает ограничения для иностранных аналитических компаний в изучении данных различных сфер экономики, а для консалтинговых фирм не менее 80% капитала должно быть российским.
При этом все собранные и полученные аналитические сведения должны обрабатываться на территории России. В пояснительной записке к законопроекту по внесению изменений в закон «Об основах государственного регулирования торговой̆ деятельности в РФ» отмечено, что при обнаружении в исследованиях недостоверных или дискредитирующих данных, такие документы публиковаться не будут.
Наши данные обрабатывают иностранцы?
Депутаты, авторы законопроекта обращают внимание на то, что если обратить внимание на перечень компаний, покинувших нашу страну с периода начала СВО, это известные всем фирмы Disney и McDonald's, подобные им, а вот аналитические компании, такие как Ipsos, GfK и Nielsen продолжают работать, собирая и обрабатывая данные о нашей стране.
А вот как обрабатываются, анализируются и преподносятся эти данные, где публикуются, никто точно сказать не может. Вполне возможно, что эти данные используются в отчетах правительств недружественных стран. Гарантировать никто не сможет, что и для различных манипуляций, коррекций незаконных санкций тоже не берут эти аналитические данные.
Предполагается, что используемые данные будут предварительно изучены специальной комиссией и исследованиям фирм с участием иностранных представителей не будут предоставляться сведения, уже проанализированные по заказу государственных или муниципальных органов. Такой же подход сохраняется и в работе с данными государственных информационных системах, которые носят информационный и публицистический характер.
Действующий механизм
Такой механизм применяется не впервые, еще в 2016 году был принят закон, обязывающий рекламные компании заключать договор с единым поставщиком услуг, направленным Роспотребнадзором.
Ну а на практике существуют консалтинговые компании совершенно не имеющие в своем составе российских акционеров, например, ООО «Ипсос Комкон» полностью принадлежит французской Ipsos.
По мнению одного из авторов законопроекта, депутата Олега Матвейчева, подобные исследовательские компании часто собирают сведения под видом «маркетинговых исследований рынка» из которой может быть извлечена нужная информация, в том числе по ВПО, военного или разведывательного характера.
Аналитики считают, что даже в случае сбора информации, сведения должны быть обезличены и все это должно быть прописано в техническом регламенте.
Именно так необходимо постепенно строить внедрение отдельных норм, соответствующих GDPR – европейскому регламенту защиты персональных данных.
Таким образом. Внесенный законопроект предлагает идти по пути регулирования рынка информационных сведений и в тоже время ограничить доступ к таким данным иностранным компаниям.
Автор публикации
Юрист
Тарабукина И. И.
https://www.9111.ru/questions/7777777772772964/