Найти тему
Элтияр с радио

ЧУВАШСКИЙ ТОТЕМ. Часть 6. Сохатый

Один из самых значимых тотемов для чувашей – олень. О нем чуваши поют очень много песен. Вот, например, «Ай плывет же олень благородный». Давайте познакомимся с текстом подробнее.

«Ай плывёт благородный олень, ай плывёт он,
Рогами своими гладь речную разрезает.
Ай ожидает нас родственник, ай ожидает нас,
Взгляд свой сквозь оконное стекло направляя.
Не успел я наесться спелой черёмухи
Пока находился в чёрном-пречёрном лесу.
Не успел я с вами, родственники, от души наговориться,
Пока вы гостили у нас».

Что мы видим? Чуваши связывают образ благородного оленя с образом ближайшего родственника. Это животное было одним из самых любимых животных наших предков. К слову, известно, что олень особо почитался хазарами, которые являются прямыми родственниками чувашей-булгар. В восьмом веке нашей эры их каган носил тотемное имя «Булан», которое имеет в чувашском языке форму «Пăлан».

Образ оленя, сам по себе, связан с древом жизни. Его ветвистые рога и ветви древа часто соединяются в нечто единое, цельное. Когда завершился период охотничества, образ оленя заменился образом быка, который всегда был на виду. Есть очень красивая чувашская легенда об основании Ульяновска – Симбирска.

«Позвал к себе как-то хан булгар своих сыновей.
- Вы выросли. Пора вам и своим домом обзавестись. Я был бы счастлив, если бы построили город, какого свет еще не видывал. Найдите место, подходящее для постройки подобного града, и возвращайтесь ко мне.
Задумались сыновья хана. Пошли они искать землю. Ходили-ходили и забрели в густой-густой лес. Еле-еле пробирались они сквозь заросли. Но один из ханских сыновей вдруг заметил волка, напавшего на белоснежного олененка.
Пожалел парень бедное животное и прогнал он волка. Олененок же встал на ноги, отряхнулся, облизал свои раны и медленно-медленно пошел из чащи. Он выбирал тропинки, которые были легко проходимыми и ханские сыновья спокойно шли за ним следом. Долго шли они за олененком. А он вывел их на очень красивую поляну. С одной стороны протекала прекрасная Волга, а они стояли на вершине холма.
Ханские сыновья наслаждались прекрасными видами, а олененок лежал и отдыхал, зализывал свои раны. Юные принцы вернулись домой к своему отцу – булгарскому хану – и рассказали ему историю о том, как увидели они олененка. Ответил им отец:
- Сыновья мои, сама Пюлехще направила к вам этого олененка. Это чистое, благословенное место. Поэтому там обязательно надо основать город.
Послушали сыновья своего отца и на месте отдыха олененка сотворили они прекрасный город – Симбирск».
Озеро Аль, что в Янтиковском районе
Озеро Аль, что в Янтиковском районе

Подобное предание записано и на моей Родине. В деревне Беляево Янтиковского района записана легенда об основании материнского селения нашего куста – села Алдиарово. Для средненизовых чувашей, обосновавшихся на правом берегу Волги после падения Волжской Болгарии, это село считалось своеобразным духовным центром. Об этом писал в своих исследованиях выдающийся ученый Василий Дмитриев.

«Рядом с селом Алдиарово протекает река Аль. Эта река протекает ровно возле начала этого села, поэтому название такое: «Элпуç» - «Начало Али». По-русски оно называется «Айдарово». Некоторые говорят, что «Эл» по-русски «Аль», поэтому и образовалось русское название «Алдиарово».
Айдар и Пуян (два брата) пришли на эти места по Волге. Отец приказал им идти вслед за коровами. Он сказал им, что они должны обосноваться там, где остановится стадо. Таким образом, вышли они на место, где нынче расположено Алдиарово. Там и основали они деревню.
Но со временем рассорились братья. И младший брат Пуян ушёл чуть дальше. Он основал деревню Буяново (Пуянкасси). Айдар же остался на месте».

Один из самых древних тотемов, как мы видим, до сих пор прекрасно живет в нашей традиции.

А продолжение будет послезавтра. Если тебе понравилась статья, то ставь лайк, пиши коммент и подписывайся. Буду рад познакомиться с твоими размышлениями. С любовью, Элтияр!