"Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода".
(Ин 12:24)
5 августа 2013 года был убит Павел Анатольевич Адельгейм — священник Русской православной церкви, протоиерей, клирик Псковской епархии, церковный публицист. Я тогда написал в своём жж статью в память об этом удивительно-трагичном пастыре Бога Живого. Предлагаю доброму читателю ознакомится с её содержанием.
***
Степень состоятельности Церкви на земле
измеряется уровнем стремления к этой
христианской норме.
Известный в России и за рубежом эксперт по каноническому и гражданскому праву, ныне убиенный протоиерей Павел Адельгейм, человек великого скорбного Пути. Пути ко Христу. «Я Есмь Путь», - сказал Господь. Отец Павел прошел этот Путь.
Многие уже пишут и ещё напишут о его непростой жизни (например, апологет и по совместительству доктор богословия от РПЦ МП diak_kuraev уделил о. Павлу ничтожное внимание под весьма странным названием поста: Нормальный поп.) Я не удивлен именно этому названию от именно этого «рупора» РПЦ МП. Кстати, не подскажите мне тёмному человеку (я в Сети не нашел), а какую докторскую диссертацию (по какой теме) по богословию написал протодьяк Андрей Кураев? Ну да ладно, отделим «плевелы от зерён».
Многие напишут об отсутствие взаимопонимания между его вышестоящими братьями во Христе, о гонениях и Церковном суде. Вообще, решение церковного суда (а оно интересно тем, что это было вообще первое решение церковного суда в России) более чем красноречиво: отцу Павлу было велено молчать, не выносить сор и избы.
Напишут о духовном и непростом становление прекрасного пастыря. К сожалению не услышанному, а может быть, как раз-то и услышанному в смерти. Смерть его прогремевшая на всю Россию, ставит очень много вопросов. Например вопросы об отношениях между священством и правящим епископатом, епископатом и церковным народом, нынешней симфонией властей и т.д.
«Если пшеничное зерно, пав в землю не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода», - эти слова Спасителя, свидетельствуют о Божественной Мудрости и злобной беспощадности сынов мира сего.
Я не ставлю перед собой задачу писать о жизни о. Павле — это сделают без меня. Но одно мне понятно. Блестящего и гонимого канониста Православной Церкви даже не отпели по канонам этой самой Церкви! По церковным правилам отпевать такого священника (он с 1959 года имел священнический сан) должен правящий архиерей, то есть, именно его гонитель — митрополит Псковский и Великолукский Евсевий. Жестокая ирония Провидения!
Далее, если верить словам известного псковского историка, преподавателя Свято-Филаретовского института в Москве и близкого друга семьи Адельгеймов Константину Обозному, данному им в интервью «Комсомолке», то становится вообще не по себе.
«Кроме того, в духовенстве говорят о том, что в храме будут находиться люди, которые сообщат митрополиту, если кто из псковских священников осмелится прийти проститься с отцом Павлом. А дальше – санкции: лишение прихода, ссылка куда-нибудь в деревню, а то и с саном расстаться можно… Все об этом знают, это негласное предписание. Все это очень напоминает реакцию епархии на выход книги отца Павла «Догмат о церкви», которая рассказывала о проблемах РПЦ. Нынешний митрополит воспринял ее как собственное оскорбление, увидел в книге свой портрет в негативном свете. Но речь там о нем не шла совсем! После этого в епархии созвали собрание, где каждый из священников должен был высказываться о книге. Была негласная установка, что если кто-то скажет о книге хорошо, то может попрощаться с приходом. В результате накануне собрания некоторые псковские священники приезжали к о. Павлу домой, делились мыслями о книге, хвалили ее и заранее просили прощения за то, что будут говорить завтра. И наутро эти люди вынуждены были называть его еретиком, Арием и т.д. Вот и сейчас священнослужители оказались перед выбором. У всех семьи, дети… Даже не знаю, кто завтра рискнет прийти на отпевание…» (см. http://www.kp.ru/daily/26117.3/3010756/ )
Но все же, нашлось несколько сотен простых православных русских людей не побоявшихся проводить мученика в Царство Божие.
Отец Павел, в своём основном труде, вспоминает великого русского-религиозного философа Алексея Степановича Хомякова. Порой складывается впечатление, что мысленно о. Павел оппонирует и спорит с последним. Помнится за гробом Хомякова тоже шло всего лишь несколько человек. Это их роднит. В этой связи мне вспоминаются слова Самарина написанные им о Хомякове, но невероятно актуальные для меня сейчас: «Как? Хомяков, живший в Москве, на Собачьей площадке, наш общий знакомый, ходивший в зипуне и мурмолке; этот забавный и остроумный собеседник, над которым мы так шутили и с которым так много спорили; этот вольнодумец, заподозренный полицией в неверии в Бога и в недостатке патриотизма; этот неисправимый славянофил, осмеянный журналистами за национальную исключительность и религиозный фанатизм; этот скромный мирянин, которого семь лет тому назад, в серый, осенний день, в Даниловом монастыре, похоронили пять или шесть родных и друзей да два товарища его молодости; за гробом которого не видно было ни духовенства, ни ученого сословия; о котором через три дня после его похорон «Московские ведомости», под бывшею их редакциею, отказались перепечатать несколько строк, писанных в Петербурге одним из его друзей; которого еще недавно та же газета, под нынешнею редакциею, огласила иересиархом; этот отставной штаб-ротмистр, Алексей Степанович Хомяков - учитель Церкви? Он самый».
Ю.Ф. Самарин оказался прав! Время и Правда Божия, все расставила (и расставит) на свои места.
Вы — свет мира. Не может утаиться город, стоящий на вершине горы!
P/S.
Я простой блоггер, которые последние несколько лет, внимательно читал его дневник в ЖЖ и поражался тяжелой жизни праведника. Иногда оставлял комментарии к его статьям и читал, что комментируют другие блоггеры. Размышления и мысли отца Павла вызывали у меня богословский интерес. В его творчестве много богословия, причем в самом трудном и полном «терний» области — практической. Он богослов практик. Его богословие плод всей его непростой жизни и тяжелых, но полных любви и сострадания к пути современной земной Церкви. Богословие тяжелых дум и личной жизненной трагедии. Его странное назначение (после многолетних издевательств и произвольного лишения настоятельства в храме, в котором о. Павел прослужил не одно десятилетие), «священника без паствы» - едва ли не двадцатилетнего страдания лишь яркое свидетельство его любви к Церкви и народу Бога Живого.
Писать о богословии этого человека трудно, а в действительности, просто нелепо. По словам В. Лосского, истинное богословие не отделимо от жизненной практики человека, а следовательно, компилировать мысли праведного тоже самое, что уподобляться червю пожирающему уникальные свитки божественных глаголов, но от этого не перестающему быть червём. Не даром его главный богословский труд жизни называется "Догмат о Церкви в канонах и практике".
Дивен Бог во святых своих...