Найти тему

Travel-блогинг: как снять уникальный материал с этнокультурным компонентом

Анастасия Борисова, менеджер по проектной работе АНО «ЦКДС «Немцы Алтая»
Барнаул


Travel-блогинг становится все более популярным явлением. Но чаще всего в блогах путешественников мелькают одни и те же достопримечательности, блюда, ракурсы. Чтобы выделиться, нужно найти свой стиль или снимать то, что еще мало кто видел. У немцев России как раз такие уникальные места есть. Рассказываем, как мы снимали ролики про Немецкий национальный район на Алтае.

В России всего два немецких национальных района: один – на Алтае, другой – в Омской области. Их типично немецкие села сильно отличаются от привычных русских деревень, а быт и культура жителей районов интересна и самобытна. В районах бережно хранится устный и песенный фольклор, свадебные обряды, в районе на Алтае – еще и характерные только для этих мест диалекты.

В ходе проекта «Видеоэкскурсии по Немецкому национальному району» Центра культурно-делового сотрудничества «Немцы Алтая» мы хотели познакомить людей с уникальностью сел российских немцев, показать их быт, культуру, архитектуру, кухню, места учебы и работы жителей, пообщаться с людьми на их родном диалекте и сохранить снятые материалы. Их можно использовать в работе этнокультурных площадок, на семинарах в блоках по истории российских немцев и этнической культуре, в качестве презентационного материала на межнациональных мероприятиях.

Как мы готовили видеоэкскурсии? Делимся нашим опытом и даем некоторые советы. Начали мы с того, что определились со специалистами. Команда проекта была небольшой: ведущий, режиссер, видеооператор и организатор.

На этапе подготовки необходимо понять, что вы хотите показать своими выпусками: архитектуру, культуру, жизнь и быт, музеи и интересные места или людей. Сразу же решите, какова будет продолжительность роликов, сколько их будет. После этого нужно собрать исторические данные, информацию о современном положении дел, о состоянии тех или иных объектов. Данные следует перепроверить, актуализировать и структурировать. Далее очень важно составить план итогового продукта: о чем будет вводная часть? Что дальше? Чем заканчивается сюжет? Какой вывод?

Для себя мы выделили следующие пункты: мы делаем короткую вводную часть о Немецком национальном районе, а также об истории появления того или иного села; показываем досуг сельчан (снимаем и общаемся с работниками домов культуры, дополнительного образования, музеев, школ искусств и т.д.) и места их работы; снимаем внешнее убранство домов, а если повезет – то и внутреннее, архитектуру села и, наконец, берем интервью у местных жителей. При этом мы общаемся как со старожилами, так и с молодежью, с теми, кто недавно живет в селе. Мы решили, что продолжительность каждого ролика будет не менее 20 минут.

Огромную помощь нам оказали руководители и активисты местных центров немецкой культуры. Они владеют ценной информацией, знают людей, могут предоставить контакты и принять участие в съемках. Если есть возможность взаимодействовать с немецкими организациями на местах – воспользуйтесь ею.

Собрали данные, договорились с людьми? Приступаем к расписанию встреч и посещения мест съемок и экскурсий. В связи с тем, что наша съемочная команда приезжала из другого города, у нас были расходы на проживание, питание и трансфер, в том числе и между селами (транспортного сообщения между населенными пунктами в районе нет). Для нас было важно распределить время максимально эффективно и экономно, поэтому расписание было четким. Если съемки проходят в городе проживания членов проектной команды, то план можно сделать не таким жестким.

Для получения качественного продукта необходимо заранее позаботиться о техническом оснащении проекта. Мы в ходе съемок использовали две фотокамеры, два штатива и два петличных микрофона. Стабилизатор для камеры может помочь вам при съемке материала в движении. А для того, чтобы разнообразить ваше видео, можно проводить еще и съемку квадрокоптером. Мы не обладали такой техникой, поэтому узнали, у кого есть необходимые нам кадры, и договорились об их использовании в наших роликах.

После подготовительного этапа команда приступила к съемкам. Режиссер вместе с ведущим на месте определяли вопросы к интервьюируемым, режиссер с оператором – композицию и ракурс съемки. После съемок интервью и экскурсий режиссер писал текст для вступительного монолога ведущего, оператор делал дополнительные обзорные кадры.

Обратите внимание: для использования кадров интервью вам необходимо иметь разрешение от интервьюируемого. Даже если у вас были устные договоренности, обезопасьте себя еще и соответствующим документом.

Некоторые встречи были незапланированными: мы получали приглашения в гости и с удовольствием принимали их. Жители сел оказались очень открытыми, доброжелательными и гостеприимными.

После общения с людьми мы старались оставить им о нас память в виде небольшого сувенира (это может быть продукция с логотипом организации). Когда все встречи состоялись и материалы были отсняты, команда вернулась домой. Начался этап постпродакшна.

В первую очередь видеооператор свел кадры с двух камер и звуковые дорожки с микрофонов. Получилось, что в каждом селе мы сняли от одного до полутора часов материала. Далее режиссер отсмотрел все интервью, выделил самую важную и интересную информацию, составил сценарии роликов и передал материалы оператору для завершения монтажа. После этого оператор свел необходимые части интервью, создал переходы кадров, добавил подписи, музыкальное сопровождение и т.д

Для создания видеороликов необходимо внимательно подходить к подбору музыкального сопровождения. Нельзя использовать любую понравившуюся песню или мелодию, так как это может нарушить авторские права обладателя произведения. На просторах Интернета есть базы бесплатной музыки, а также сайты, где ее можно купить за небольшую плату. Если все же вам нужна определенная мелодия (песня), у которой есть правообладатель, позаботьтесь о заключении соглашения на использование данного музыкального произведения

Итоговый ролик еще раз смотрят те, кто его готовил, и сторонние специалисты. При необходимости в него вносятся коррективы, и видео публикуется на выбранных вами сайтах и в социальных сетях.

Если есть возможность и потребность, можно пригласить гостей и сделать очную презентацию вашего ролика, а потом – обсудить его и обменяться мнениями.

И даже тогда, когда проект завершен, не стоит забывать о вашем продукте. Используйте его в других этнокультурных, исторических и даже межнациональных проектах. Подумайте, кому еще может быть интересен ваш фильм, и предлагайте его потенциальным партнерам. Мы желаем вам удачи в работе по сохранению исторической и культурной памяти и надеемся, что наш опыт поможет вам в создании ваших уникальных роликов с этнокультурным компонентом!

BiZ-Bote, №1/2022