Найти тему

КУДА БУДЕТ УГОДНО, ЛИШЬ БЫ ТОЛЬКО НЕ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Переселенческая столовая на остановочном пункте. Фото нач. 20 в.
Переселенческая столовая на остановочном пункте. Фото нач. 20 в.

В огромной Российской Империи были места, «куда Макар телят не гонял», т.е. чрезвычайно далеко, очень отдалённые и глухие земли. Одним из таких мест был Дальний Восток. 20-го июня 1860 года был основан Владивосток, как военный пост, а 14-го ноября того же года с маньчжурской империей Цинь был подписан Пекинский трактат, результатом подписания которого явилась передача южных земель Дальнего Востока под полную юрисдикцию России.
Тем не менее, с расширением экспансии на Восток вновь вошедшие территории необходимо было охранять, и поэтому Главный Штаб с конца XIX века ежегодно отправлял новобранцев в эти малодоступные края. Безусловно, приятного было мало туда попасть, поэтому родственники новобранцев прилагали все усилия, чтобы миновать эту чашу.
Так,
20-го ноября 1903 года в Канцелярию Мобилизационного Комитете Главного Штаба поступило прошение от усвязской мещанки Малки-Гиши Зимелевны Шмидт, которая хлопотала за своего сына.
Суть её слёзной просьбы была проста – не то, чтобы оставить сына служить рядом с домом, как это обычно делалось, а вообще – «куда угодно, лишь бы только не на Дальний Восток».

«… Сын мой, Мойша-Арон Израиль-Ицкович Шмидт призывался нынешней осенью в Великжском, Витебской губернии, Уездном по Воинской Повинности Присутствии и назначен на Дальний Восток. Мне больной, дряхлой 70-летней старухе, очень тяжело, что сын мой будет находиться так далеко от меня, а поэтому осмеливаюсь почтительнейше умолять Ваше Высокопревосходительство сжалиться над больной старухой матерью и не найдете ли возможным назначить на службу сына его, куда будет угодно Вашему Высокопревосходительству, лишь бы только не на Дальний Восток…».

Крестьяне на Челябинском переселенческом пункте. Начало ХХ в.
Крестьяне на Челябинском переселенческом пункте. Начало ХХ в.

Однако в Мобилизационном отделе слёзы матери никого не тронули. Как явствовало из ответа, за подписью Начальника Отдела генерал-майора Маркова от 3-го декабря -

«… От Главного Штаба объявляется мещанке Малке-Гише Шмидт, на прошение, поданное ей на имя Военного Министра, о неназначении сына ее, новобранца Мойши – Арона Шмидта в части войск, расположенные на Дальнем Востоке, что просьба её удовлетворена быть не может, так как распределение новобранцев производится по усмотрению уездных воинских Начальников в те части войск, в кои из уезда назначены новобранцы…».