На днях наткнулся в телевизоре на фильм "Отпуск в сентябре" с Олегом Далем в главной роли. Я его видел и ранее, но не применул пересмотреть, поскольку это пример выдающейся работы с вампиловской драматургией.
Из своей практики замечу, что для многих театральных актёров сыграть Зилова равносильно амбиции воплотить на сцене Гамлета. Главный герой "Утиной охоты" несёт в себе поколенческий кризис. Данная ситуация, при которой человек становится мёртвым при жизни, выходит за рамки личной драмы. Причина зиловской "смерти" важна в силу того, что по ней можно охарактеризовать болезнь всего общества. Сегодня мы пожинаем её плоды и, возможно, только начинаем задумываться о выздоровлении.
Персонаж Зилова часто описывают как циничного алкоголика. Современные психологи назвали бы его поведение выходками испорченного ребёнка. Тем не менее, перед нами протест вполне взрослого человека. Он не какой-то маргинал. Зилов умеет нравиться людям, разбирается в них, что свидетельствует об уме и проницательности. Вот только по жизни вампиловский герой валяет дурака, поскольку он разочарован в окружающем мире. В 60х таким людям довольно быстро становилась очевидной декларативность руководства относительно стремления к коммунизму. Они были убеждены, что там наверху никто не строит коммунизм, а думает лишь о том, как получше материализовать партийную власть. В итоге религиозные смыслы из общества вымараны, идеологические обесценены. Удовлетворение желаний, замкнутое на алкоголь и хождение налево, быстро выхолащивается. Единственной ценностью становится природа, а точнее единение с ней на утиной охоте. Главный герой хочет убежать от фальшивой реальности в ту среду, подлинность которой не оспорима.
То, что Зилов не глуп и честен с собой, как ни пародаксально, подтверждается его нежеланием иметь детей. Для женского сердца мотивация героя абсурдна и объясняется либо инфантильностью, либо развращенным характером. Однако герой Вампилова сложнее, и его равнодушие к продолжению рода скорее результат заблуждения. Рождением ребёнка Зилов не хочет подменять отсутствующий смысл жизни. Он в принципе презирает такую подмену, как и тех людей, кто её себе позволяет.
Сегодня важно понять другую подмену, ту, которая произошла в плане трактовки, как героя Зилова, так и всех, кто его дополнял: Бузыкин из "Осеннего марафона", Макаров из "Полёты во сне и наяву", Егор из "Калины Красной". Тогдашняя диссидентская интеллигенция преподносила осмысление "лишних людей", как ущербность социалистического строя. На деле же прикрывалось предательство верхушки и причина менялась со следствием. Экзистенциальный кризис в обществе возник по причине того, что власть вероломно перешагнула через доверие народа. Ей как раз было удобно через рефлексию в культуре разуверивать людей, доказывая никчемность социализма. Так готовилась смена общественной собственности на частную. Нарождалась будущая либеральная "культурка", которая интерпретировала происходящее под интересы новых хозяев. Она не говорила, что предающие элиты породили Зиловых, Бузыкиных, Макаровых, а просто переводила стрелки с главных виновников.
Вокруг зашедших в тупик персонажей удобно наворачивать философские объяснения, рассуждать о кризисе среднего возраста или как-то иначе наводить тень на плетень. Но иногда предательство это всего лишь предательство, и чем выше по иерархии оно происходит, тем сильнее теряют себя простые люди в поисках правды.
Вообще, к выше изложенной теме я подходил издалека. Началом можно считать эту статью: