Григорий Иоффе
Кто только не писал сказки о Ленине! Горький и Маяковский, Ульянова и Бонч-Бруевич, Прилежаева, Шагинян и Катаев, и даже Зощенко!
Совсем другое дело фольклор. Потому что его сочиняет и выдумывает народ. А другие люди, фольклористы, эти сказки, песни и частушки собирают и вставляют в книгу.
Такая книга уже готовится к изданию. На суд читателя - несколько фрагментов из будущего сборника.
ТЕЛЕГРАММА
Быль
«Председателю Совнаркома В.И. Ленину.
II беспартийная конференция вол. сел. и насревкомов и бедноты 10 волостей Якутского уезда в знак искренней преданности великим принципам вашего учения, избрав вас, Владимир Ильич, почетным своим председателем, шлет от имени трудящихся вышеозначенных волостей товарищеский привет. Пробуждающийся от векового сна темный, несознательный хамначит надеется выйти под вашим руководством из мрака тьмы и невежества победителем и выражает свою уверенность видеть еще долгие годы Вас, Владимир Ильич, вождем и руководителем мировой коммунистической революции. Да здравствует гигант ума, вождь коммунистической революции тов. Ленин».
9 апреля 2021 г.
Рисунок Э. Сивцова
Из рассказов Д. Кокушкина, сказителя из Казани, найденных в архивах местного КГБ в 1991 году
ДЕТСТВО ИЛЬИЧА
Уже в детстве Ленин был Ильич. Потому что был законнорожденный. Не чета брату Димке. С тех пор уже все вещи Ильича звали вещами Ильича. Был переулок Ильича, где он жил; пруд Ильича, где он купался, и даже утонул бы, да чуваш Чапаев спас; детская комната милиции Ильича, где прошли первые его отсидки; гимназия Ильича, где он брал первые уроки марксизма; заветы Ильича, по которым жил и именовался соседний совхоз-техникум «Заветы Ильича», и т.д.
И была одна лампочка. Смолоду дул Ленин на лампочку, и лампочка гасла.
О проделках с лампочкой узнал народ. Когда лампочка перегорала, народ теперь говорил:
— Лампочка Ильича.
Потом народ шел в лавку и покупал настоящую лампочку. Причем, который народ славянофил — лампочку Яблочкова. А который западник — лампочку Эдисона.
Так в переулке Ильича зарождался план ГОЭЛРО.
ВСТРЕЧА СО СТАЛИНЫМ-ДЖУГАШВИЛИ
Наконец, и царская Охранка узнала, что Ульянов — Ленин. За Лениным началась слежка. На другой день в аглицком клобе его взяли вместе с поличными. Ленин пускал искры, а поличные раздували пламя. Клоб едва не сгорел.
Ленин был молодой конспиратор. У него была непоколебимая версия алиби о толстых спичках и сырых папиросах. За отсутствием улик Ленина отпустили.
У ворот Охранки была конка. В конке сидел незнакомый экспроприатор Сталин-Джугашвили. Ленин узнал его по усам. «Вылитый Пржевальский!» — мелькнула неосторожная мысль. Сталин обещал все устроить. Лошади Пржевальского тронули и поскакали к загсу. В загсе была Надя. Надя была вся в белом. Сталин-Джугашвили переоделся народным депутатом и поздравил молодых.
Молодые сели в конку. Сталин-Джугашвили дал извозчику по шее и приказал гнать в надежное конспиративное место. Остановились в Шушенском.
Так Ленин впервые оказался на Колыме.
ЛЕНИН В ШУШЕНСКОМ
В Шушенском был мороз. Хотя было лето. Потому что Колыма.
Вечером собирались за столом. Пылала печь. Мужики пили спирт. Надя пила пуншик — спирт с чаем. Сталин курил пахитоску и хитровато помалкивал. Ильич в жилетке мостился в уголку. Ленин писал в синюю тетрадь и никому не показывал. «Империокритицизм...» — злобно завидовал Сталин. Надя становилась на стул и пилила на скрипке. Премерзейше! У Сталина болели зубы. Ленин вскидывал лобастую голову: «Аппассионата!» — и писал дальше.
Утром Сталин надевал ватник и шел на волю. Сталину не нравился неогороженный простор. Он брал землемерный инструмент, делил территорию на квадраты и прямоугольники.
— Здесь будет лагерь заложён! — хвастался Сталин на всю тайгу.
Но никто его не слышал. Пока. Молодежены вставали поздно и все проспали.
Поделив тайгу, Сталин сбежал. Бегать он был мастак. Так и бегал, вплоть до 17-го года.
Из ежегодника «Внучата Ильича», М.-Л., Политиздат, 1937:
ТРИ ЛЕНИНЦА
В Шушенском была школа. В школе была печка. Ленин был учитель. И были три ленинца. Двое Павлик Морозов и Ваня Мичурин. Ваня был юный натуралист. Павлик был юный дзержинец. А Филиппок был Костюшкин брат.
Вот они выросли. Павлик стал сексотом и донес на отца. Ваня стал основателем гибрида и придумал грушу. А Филиппок так и остался Костюшкиным братом. А все потому, что Ленина не слушал.
Толстой, граф
с. Шушенская вырубка
Из ежегодника «Внучата Ильича», М.-Л., Политиздат, 1938:
ЛЕНИН И ДЕТИ
У Ленина и Крупской не было детей. Поэтому они были замечательными педагогами. Крупская при этом больше теорией увлекалась, а Ленин — практикой. Крупская, бывало, все в наркомате просвещения заседает, заседает!.. А Ленин — на «Роллс-Ройс» — и к детям. То в Сокольники — к Ежову в лагерь, то к нам в колонию, а то и по соседству — к Дзержинскому в детприемник. Прибежит к деткам, с шутками, засранцу Хрущеву в глаз даст, брехуну Горбачеву оплеуху отвесит, ренегату Ельцину тройного щелбана засандалит, а которому и конфетку покажет: то Суслову, Иуде, а то и Брежневу Лёньке, за то, что тоже Ильич. Детишки-то и рады! «Спасибо, кричат‚ вам, гражданин Ульянов /Ленин/, а в вашем лице — всем гражданам большевикам, за наше счастливое детство и партийно-хозяйственное будущее!»
— И за что они меня так любят?! — не унимался Владимир Ильич, пропуская за обедом стаканчик-другой за здоровье Феликса Эдмундыча.
— А то как же? — теоретически растолковывала Надежда Константиновна. Вот не затеял бы ты, Володенька, октябрьского переворота, не подписал бы позорного Брестского мира, откуда бы у нас в России столько сирот да беспризорников наплодилось?
— Что верно, то верно, оживленно подхватывал Владимир Ильич, — беспризорник, он, батенька, самое что ни на есть наше будущее! Самый архиглавный строитель колониального коммунизма.
Ильич говорит, а Надежда Константиновна каждое его словечко записывает. То-то назавтра Феликс Эдмундыч порадуется! Да и в 45-й том ПСС будет что вставить.
А. Макаренко, начальник колонии имени Горького