Самое раннее название Черного моря — Аксания от др.-ир. *ахšаēnа- "темный" уже носило негативные коннотации. Ибо в религии иранского зороастризма «темным» считался север, поэтому северное море, жившие при ахеменидах в Малой Азии иранцы, назвали именно «темным», «черным». Зороастрийцы считали большим грехом молиться стоя лицом к северу, и священные огни в храмах у них всегда располагались только с южной стороны.
Греки с глубокой древности считали Черное море частью Океана, который окружает весь мир. Иногда даже у Гомера Океан называется «рекой». Подобное греческое осмысление Океана было заимствовано у древних народов Ближнего Востока.
И вообще тогдашние (т. е. герои Гомера) Понтийское море воспринимали как второй некий Океан и думали, что плавающие туда совершенно также удаляются, как вышедшие намного за (Геракловы) столпы. Страбон, I век до н. э.
Уже у шумеров было представление о реке окружающей всю землю. Этимология имени «Океан» доподлинно неизвестна. Предполагается, что это слово произошло от санскритского āçáyānah, «окружающий», это слово однозначно не греческое. Кратет Малосский (145 г. до н.э.) писал, что именно варвары называют «внешнее море» Океаном.
Океан для греков — это место, где находился вход в загробный мир. Название Черного моря у греков Понт Эвксинский «Гостеприимное море» обозначало гостеприимство Аида, ибо с загробным миром рано или поздно столкнутся все живущие. Полное осмысление названия Черного моря — «гостеприимное море царства мертвых, принимающее мертвецов». Те же эпитеты имел и Аид (ад) — «гостеприимный» (πολύξενος). Поликсена (Πολυξένη) «принимающая много незнакомцев», «гостеприимная» жена героя Ахилла и богиня смерти. Она была принесена в жертву, чтобы затем стать женой Ахилла на острове Левка (остров Змеиный в Черном море).
На раннем этапе греческая мифология не делала особых различий между адом и раем. Считалось, что герой Ахилл, который после смерти попал на остров Левку (о. Змеиный) находился на «Острове блаженных» в условном раю, и там же, на берегу Черного моря находился вход в греческий ад — Аид.
Там океанские ветра обдувают остров блаженных... Ахилла туда перенесла мать, тронув мольбами сердце Зевса...в Евксинском море Ахилл обитает на сияющем острове. Пиндар, V век до н. э.
Основная цель путешествия Одиссея в Черное море (Океан) — совершение обряда некромантии «некия» (др. греч. νέκυια). Он должен был извлечь из ада душу прорицателя Тиресия. Вход в Аид по Гомеру находился в некоей стране киммерийцев (это их самое первое упоминание в греч. литературе).
Мы наконец Океан переплыли глубоко текущий. Там страна и город мужей киммерийских
Всегдашний Сумрак там и туман. Никогда светоносное солнце не освещает лучами людей, населяющих край тот, Землю ль оно покидает, вступая на звездное небо, или спускается с неба, к земле направляясь обратно. Ночь зловещая племя бессчастных людей окружает.
Как же, мой сын, ты живой мог проникнуть в туманную область Аида? Здесь все ужасает живущего; шумно бегут здесь страшные реки, потоки великие; здесь Океана воды глубокие льются; никто переплыть их не может. Одиссея, VIII век до н.э.
Область киммерийцев находилась где-то у юго-восточного края Черного моря, недалеко от острова (или земли) Эя (др. греч. Αία, Αἰαία). Там жила волшебница Кирка, которая превратила спутников Одиссея в свиней. Несомненно, Кирка — это один из образов «Госпожи зверей» (Потнии терон), т.е. Богини Матери. Гомер называет ее «ужасной богиней» и «богиней богинь». Интересно, что связь со свиньями характерна была для северных вариантов Богини — у балтов и славян, как я писал об этом ранее о верховной богине окрестностей современной Москвы. В Малой Азии, где принято размещать легендарную страну Эя, главным символом богини был лев. О проблеме таинственной Эи и страны киммерийцев я специально напишу позднее.
Как известно, у входа в Аид (Ад) на берегу Океана обитало множество демонических существ — амазонки, киммерийцы, циклопы, пес Цербер, Сцилла и Харибда и т.д. Все они локализовались на южном берегу Черного моря в Малой Азии. Амазонки жили на реке Термодонт (ныне турецкая река Терме-чай). Киммерийцы были известны по всему северу Малой Азии — от Гераклеи Понтийской до Колхиды (особо здесь нужно выделить район Синопы), в ранних армянских источниках Каппадокия — Гамирк (страна киммерийцев). Интересно, что греческие авторы часто видели некую связь между амазонками и древними кочевниками Малой Азии, в том числе и киммерийцами.
Циклопы — это несомненно древнейшее население Малой Азии, строители «циклопических стен» и древнейшие кузнецы (по Гесиоду). С большой вероятностью под циклопами подразумевались халибы — создатели стали, жившие на севере Малой Азии. Также циклопов можно сблизить с аримаспами, якобы одноглазыми людьми, жившими на Кавказе.
Сцилла и Харибда — демонические существа, охранявшие вход в Аид. Аргонавты и команда Одиссея столкнулись с ними на обратном пути из Эи, которая скорее всего располагалась в районе нынешнего турецкого Трабзона. Видимо, Сциллу можно локализовать рядом с Гераклей Понтийской (ныне это Эрегли тур. Karadeniz Ereğli), именно здесь находился древнейший вход в ад. Геракл совершал свой 12-й подвиг по поимке пса Цербера именно здесь. Впоследствии, город Гераклею назвали в честь его имени. Можно заметить, что Сцилла — это один из вариантов Цербера, змеи с собачьими головами. О Цербере у Гераклеи Понтийской писал еще Ксенофонт в своем Анабасисе (IV век до н.э.). Здесь же локализовали древнейший Ахерон — адскую реку, это река Лик ( греч. Λύκος «Волчья»).
У мариандинов — фракийских племен области Гераклеи Понтийской, было устойчивое предание об их происхождении от киммерийцев. И уже в самых ранних текстах название киммерийцев писалось как керберийцы (Κερβερίων) от имени Кербера (Цербера).
Как писали греческие авторы — плаванье в Черном море, это тоже самое, что посещение ада. Поэтому домой отсюда возвращались далеко не все. Как известно, аргонавты смогли благополучно обойти мыс Сциллы и Харибды. Одиссею и его людям повезло значительно меньше...
Читайте также: