13,9K подписчиков

Музейные экспонаты: где взять столько оригиналов? | Можно ли считать реплику музейным экспонатом? Разбираемся вместе

443 прочитали

- В музеях должны быть только оригиналы! Никаких реплик, никаких новоделов! - категорически заявил мне читатель канала: - А тем, кому не повезло, тому - ой!

Да-да, вот так категорически и никак иначе. "А иначе какой же это музей"? - удивлялся читатель.

Я же, в свою очередь, удивлялся тому: где набрать столько оригинальных артефактов, чтобы хватило на всех? Не секрет, что многие вещи, дошедшие до наших времён являются уникальными именно из-за своей редкости. Хотя, в краеведческих музеях нашей страны встречаются экспонаты из моего советского прошлого. Разумеется, почти все они ни разу не редкие, но имеют историческую ценность.

А с прототипами для моделей и вовсе всё не так однозначно, особенно, если речь идёт о боевой технике.

Конечно же, встречаются экземпляры с минимальным вмешательством реставраторов.

Немецкий танк "Пантера". Фото из музея в Зинсхайме (Германия)
Немецкий танк "Пантера". Фото из музея в Зинсхайме (Германия)

И такие экземпляры имеют собственную уникальность. В общем-то, ради неё технику и не восстанавливают. А над другими экспонатами реставраторы работают очень плодотворно: восстанавливают цвет, заменяют покорёженные-проржавевшие элементы, дополняют отсутствующее. В итоге, в музее посетителей встречает парадно-выставочный экземпляр, о котором экскурсовод непременно скажет: "Именно в таких условиях жили и работали наши предки. Благодаря тщательнейшей работе наших реставраторов, мы смогли восстановить и сохранить этот предмет. А теперь пройдёмте в следующий зал". И зрители организованно уходят к дальнейшим экспонатам.

Например, однажды я посетил музей Тихоокеанского флота во Владивостоке. Во дворике этого музея выставлены артиллерийские орудия, несущие на себе следы боевых действия: здоровые вмятины, разрубленные стенки лафетов, пробоины в броневых щитах. Всё аккуратно закрашено, и большинство зрителей даже не задаётся вопросом: "А почему здесь стенка так странно выдавлена"? Посетители пришли, посмотрели. Подёргали рукоятки, заглянули в дуло. И ушли. Ни у кого не возникает вопросов: а какой орудийный расчёт принял здесь жестокий бой, о чём свидетельствуют выбоины в металлоконструкциях? Как звали тех неизвестных? Что с ними стало?

Осуждать посетителей неразумно: чтобы задать вопрос - надо знать хотя бы часть ответа. Люди пришли просто посмотреть на экспонаты - на огромные корабельные орудия даже не главного калибра, и прочитать краткую историю "Откуда они здесь взялись"?

А, например, где-нибудь на Алтае живёт такой парень, который без ума от морского флота, который спит и видит буруны перед форштевнями и готов часами рассказывать о типах кораблей, их историю, и о том, сколь тяжела была судьба машин и их экипажей.

Так что же ему теперь никогда не увидеть то самое легендарное орудие? Да даже если это будет полноразмерный макет, ничуть не отличимый от оригинала, но установленный в условном "Алтайском музее доблести" - кому от этого будет плохо?

Или тот же самый КВ-2. Их на планете осталось всего... один. Второй - тот самый макет, созданный уральскими танкостроителями по сохранившимся чертежам и заводской документации. Внешне он мало чем отличается от своих предков. Разве что выпущен не в 1939-ом году, а в условном 2005-ом (например).

Как быть в этом случае, ведь оригинала на все музеи не хватит наверняка.

Да и с оригиналами не всё так просто. Увы, но время никого не щадит. Вот представьте себе ситуацию - раз уж заговорили о кораблях - однажды археологи обнаружили античный корабль, на котором - по их преданию - сам Тесей ходил по морям и даже накостылял Минотавру.

Корабль хорошо сохранился и его поместили в музее. Но однажды смотритель заметил, что прогнила одна из досок борта. Тогда собрались реставраторы, определили породу древесины, из которого была изготовлена та доска. Археологи-технологи воссоздали технологию того времени и изготовили полностью аутентичную доску, которой и заменили прогнившую деталь.

Модель греческой триремы. Легенды уверяют, что Тесей ходил именно на таком судне.
Модель греческой триремы. Легенды уверяют, что Тесей ходил именно на таком судне.

Через какое-то время пришлось заменить ещё одну доску. А потом и ещё одну. Потом заменили бимсы. Поменяли оснастку. И через какое-то время (которое весьма безжалостно и к людям, и к экспонатам) в выставочном зале будет стоять точно такой же корабль Тесея? Или, может, его точная копия? Или, вообще, новодел, в котором не осталось ничего из той эпохи? А, может, наоборот: даже очень осталось, ведь древесина точно такая же, размеры точно такие же и даже способ изготовления досок один в один с античным. Так как же понять, что перед нами: всё ещё оригинал или его точная копия?

Подобный же вопрос возникает и перед реставраторами, и мастерами по изготовлению реплик: можно ли считать историческим экспонатом машину, изготовленную в точном соответствии с заводской документации, но в наше время?

Что думаете по этому поводу? Пишите свои версии в комментариях - обязательно обсудим.

И, к слову, ситуация с кораблём Тесея - это не моя выдумка уставшего сознания. Есть такой парадокс в науке и философии. Он, как раз, и называется "Парадокс корабля Тесея". А в чём его суть - я уже рассказал выше. Поэтому дружно улыбаемся и пишем. Пишем комментарии со своими размышлениями.

Ну. а больше моделей кораблей, инструментов, клеёв и краски для сборки можно найти в витрине "Миры фон Крафта: Любимые товары" (ссылка кликабельная).

Ваш Fon-Kraft. (С), 2023 г.

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).

Кстати, вы заметили появление ссылок в моих публикациях? Приглашаю принять участие в партнёрской программе от Яндекс-Маркета: вы размещаете в своих публикациях ссылку на товары, а Яндекс-Маркет вам за это приплачивает. Ссылка для регистрации в партнёрской программе. Нет - это не лохотрон, ведь я же в ней участвую.