Пренатальное развитие довольно хорошо изучено с физиологической точки зрения. А вот субъективные переживания живого организма невозможно измерить научным методом. Любой "замер" покажет только лишь следствие этих переживаний. И на каждом этапе развития живого существа, уровень видимой реакции на испытываемые переживания будет неодинаков. Однако о качестве самих переживаний мы ничего не можем знать. В философии это называется "трудной проблемой Сознания".
Клетка и взрослый организм по-разному реагируют на внешние стимулы, но разница только в том, что второй, может об этом рассказать.
Отсюда происходит сложная морально-этическая проблема современности, связанная с прерыванием жизни. У этой проблемы две причины:
- наука не способна знать, что такое Сознание.
- наука не способна знать, что такое Жизнь.
Для того что решить эти проблемы, необходимо выйти за пределы логического мышления и материалистических догм, без которых наука пока ещё не может существовать. А так как прерывание жизни связано с развитием медицины, то есть науки, проблема не решится.
Хотя скорее всего не правильно винить всю науку в ограниченности. Скорее будет честным признать упрямство отдельных учёных - иногда создаётся впечатление, что в некоторых людей загружена программа, и они будто персонажи матрицы, не способны выйти из её алгоритма.
В 70-х годах прошлого века, американскими учёными была начата работа по изучению человеческой психики в изменённых состояниях восприятия: шаманских ритуалах, экстатических практиках, визионерских видениях и употреблении психостимуляторов. В результате наука открыла доселе невиданный пласт психики, скрытый в глубинах человеческого существа. Выяснилось, что эмоциональные переживания человек начинает испытывать на самой ранней стадии существования – на уровне клетки. А предстоящие девять месяцев становятся целой жизнью, со всеми атрибутами, присущими взрослой особи. Происходит даже социальное развитие, во время контакта матери с окружением.
Рождение мы называем началом жизни, потому что смотрим на этот процесс "снаружи".
Однако изнутри всё иначе. Участники многочисленных экспериментов описывали процесс рождения точно также, как взрослые расскажут о смерти или околосмертных переживаниях: страх, неизвестность, физические муки, свет в конце тоннеля и освобождение. При этом подопечные с детальной точностью воспроизводили анатомические подробности эмбрионального развития, не имея ни малейшего представления о строении человеческого тела.
Кроме того, была установлена тесная связь, между пренатальными переживаниями и дальнейшей жизнью человека, паттернами его поведения и мышления. Также обнаружилось, что многие фольклорные, культурные и духовные традиции целых народов происходят не от недостатка знаний. Оказывается, воображение имеет под собой чёткую эмпирическую основу, и служит посредником между эмбриональным развитием и нынешним состоянием психики. А мистика становится способом описать трансцендентное.
Учёные делают выводы о том, что жизнь начинает ощущаться на клеточном уровне, и ещё до рождения обладает присущими ей качествами. Но момент рождения, аналогичен процессу умирания, сопровождаясь сильнейшими эмоциями, и прожитый опыт архивируется в глубинах нашей психики. В таком случае, физическая смерть также может рассматриваться как переход в иное состояние существования.
Рождение — не начало; смерть — не конец. Существует безграничное бытие; существует продолжение без начала. Бытие вне пространства. Непрерывность без начала во времени.
Чжуанцзы, древнекитайский философ.
Философская антропология также есть в телеграмме. Подписывайтесь на ежедневные посты по теме саморазвития!