Найти тему
ПОРТАЛ СУБКУЛЬТУРА

Искусство грима в кино

Сложно представить индустрию кино без легендарных героев, созданных благодаря мастерству гримёров. Они воплощают сложные и неповторимые образы, которые запоминаются на долгое время. Однако грим не всегда был таким, каким мы знаем его сейчас.

Источник фото: Romina Farías on Unsplash
Источник фото: Romina Farías on Unsplash

В начале ХХ века кино было немым. Поэтому, чтобы передать характер персонажа, актёрам приходилось обходиться лишь мимикой и пластикой тела. Кроме движений, создавался образ и с помощью макияжа. Актёры  самостоятельно наносили косметику, чтобы выделяться в свете софитов. Они не прибегали к сложному мэйкапу, а старались просто подчеркнуть выразительность черт лица.

Первым, кто осмелился применить на себе нелёгкий грим,  был американский актёр Лон Чейни. Устрашающие монстры, которые появлялись на экранах 30-х годов прошлого века — дело рук артиста.  Он перевоплощался в горбуна Квазимодо из романа Виктора Гюго, чтобы удивить публику, но при этом наносил ущерб здоровью. Чейни помещал на спине 25-килограммовый горб, выкручивал ноздри,  надевал простые и некачественные контактные линзы. Все это травмировало его.

Печальная история Лона Чейни дала художникам возможность не повторять ошибок и впоследствии грамотно накладывать макияж с помощью безопасных средств. В 30-е годы студия Universal начала снимать  фильмы в хоррор-жанре, и гримёр Джек Пирс создал ряд иконических монстров: Франкенштейн, Человек-волк, Дракула, Мумия. Не причиняя вреда здоровью актеров, он использовал пластический мейкап, который был основан на объёмных накладках.

Источник фото: Jamie Street on Unsplash
Источник фото: Jamie Street on Unsplash

С появлением цветного кино «маска» на лице стала выглядеть слишком искусственно. К примеру, выпирающий лоб Франкенштейна, сделанный методом папье-маше из нескольких слоев хлопчатобумажной ткани. Нужен был более усовершенствованный материал, который  смотрелся бы, как «вторая кожа». Именно тогда гримеры добавили в арсенал инструментов силикон, который и создавал эффект прозрачности на лице.

Новый этап в индустрии грима начался в 90-е годы, когда появились рисованные спецэффекты, из-за чего силикон ушёл на второй план. Сегодня самый популярный метод использования мейкапа — комбинирование нескольких техник. Для создания гармоничного образа героя используют и силикон, и пенолатекс, и цифровой грим.

Давайте заглянем за кулисы современного кино и посмотрим, как же гримёры помогли перевоплотиться актёрам в невероятных героев фильмов.

«Гринч-похититель Рождества» (2000)

Источник фото: kinopoisk.ru
Источник фото: kinopoisk.ru

Один из самых любимых и узнаваемых рождественско-новогодних фильмов. В 2001 году картина получила «Оскар» за лучший грим.  Команда художников и костюмеров постаралась, чтобы город Ктовиль и его обитатели выглядели именно так, как в книге. Для инопланетных носов ктовичей были придуманы специальные поролоновые накладки. Так же воссоздавали эльфийские уши.

Образ главного виновника торжества, Гринча, был самым тяжёлым в работе. Лицевой пластический грим делали очень тонким, чтобы не ограничить мимику артиста и создать из голливудской звезды зелёное мохнатое чудовище с жёлтыми глазами. Первоначально специалисты запросили восемь часов на перевоплощение артиста. Однако Джим Керри не согласился на столь утомительный грим, и съёмки были на гране срыва. К счастью, команда смогла сократить время работы до 3,5 часов, при этом «маска» всё равно доставляла  актёру огромные неудобства.  В одном из интервью Керри признался, что в образе Гринча чувствовал себя погребённым заживо.

«Малефисента» (2014)

Источник фото: kinopoisk.ru
Источник фото: kinopoisk.ru

В  мультфильме «Спящая красавица» от Disney кожа колдуньи — зелёного цвета, но в фильме решили отказаться от этого. Фарфоровая кожа и ярко-красные губы колдуньи стали запоминающейся деталью в ремейке.

«Мы хотели, чтобы колдунья выглядела красивой и привлекательной, — отметил гример и специалист по визуальным эффектам Рик Бейкер. — Для нас это было важно, мы не хотели, чтобы она казалась каким-то монстром. В игровом фильме она должна была быть более человечной».

Главными деталями в образе Анджелины Джоли, исполнительницы роли колдуньи, стали пластические накладки на скулы, кожаные рога и нос. Рик Бейкер сначала ничего не хотел менять в лице персонажа, добавив только рога и уши. Однако голливудская звезда захотела изменить свой образ, сделав его похожим на ведьму из сказки. Именно Джоли придумала приклеить силиконовые скулы, заострить уши и сделать горбинку на носу, чтобы подчеркнуть зловещее в героине. В итоге Бейкер создал черты лица из силикона и наполнил их гелем. Затем, используя слепок головы артистки, он подогнал накладки на скулы и уши. Как сам процесс подготовки к гриму, так и его нанесение занимали огромное количество времени. По словам художника, мэйкап создавали около четырех часов каждое утро, но актриса терпеливо выдерживала эту тяжелую работу.

«Гарри Поттер» (2001-2011)

Источник фото: kinopoisk.ru
Источник фото: kinopoisk.ru

Невозможно представить себе фэнтэзи без вселенной Гарри Поттера. Это магическая история началась в 1997 году и до сих пор восхищает и радует уже взрослых людей, для которых мир волшебников — мечта детства. Образы героев настолько захватывают, что кажется — это настоящие маги. Рэйфу Файнсу за время съёмок наносили мэйкап Волан-де-Морта около семидесяти раз. При этом в контракт актёра входило требование: не больше двух часов на грим. Поэтому над созданием Тёмного лорда работали трое художников одновременно. Стоит отметить, знаменитый жуткий нос героя — спецэффекты.

В сцене из фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана», где тётя Марджори раздувается и взлетает в воздух, почти нет компьютерной графики. Дизайнер спецэффектов Ник Дадмен и гримёр Марк Кулье придумали, как при помощи двух надувных костюмов и четырёхэтапного грима снять этот эпизод вживую. У актрисы были надувные перчатки для рук и отдельные надувные ноги, всё это запускалось специальным пневматическим устройством с компьютерным управлением. На разработку и тестирование костюмов ушло целых четыре месяца. В процессе съёмок участвовали 20 человек, которые одновременно помогали управлять насосами, камерами дегазации и большими надувными пузырями.

«Чудо» (2017)

Источник фото: kinopoisk.ru
Источник фото: kinopoisk.ru

Художник по гриму Арьен Туйтен смог создать невероятное: он впервые в кино сделал пластический грим на девятилетнем актёре, создав образ героя с синдромом Тричера Коллинза. Работа с «маской» может быть изнурительной даже для опытных  артистов, но юный Джейкоб Трамбле справился с этой задачей. По словам гримёра, создание героев из фэнтезийных фильмов легче, так как есть свобода в творчестве. В более реалистичной истории, в которой сюжет основан на настоящей болезни, права на ошибку нет: даже малейшая неточность может привлекать внимание зрителя. Арьену потребовалось сделать такой грим, который можно было бы нанести в короткие сроки, но, при этом Джейкоб смог бы провести большую часть смен на площадке.

Первые пробы грима прошли в апреле 2016-го. Туйтен подготовил презентационную модель для режиссера и  продюсеров, чтобы показать им, что с помощью мэйкапа возможно создать нужный образ.  Именно после пробной съёмки команда искренне поверила, что фильм получится, как говорил Арьен.  Теперь немного о деталях. Все началось со шлема: «Чтобы опустить глазницы, мы создали углеволоконный «череп», куда встроили некоторые механические элементы, при этом мешки под глазами подключили при помощи проводов. Все это было спрятано под пластическим гримом и париком, поскольку я не мог по девять часов приклеивать Джейкобу глаза», — рассказывал Арьен. Художник по гриму  придумал систему, благодаря которой можно было опускать маску и в перерывах отключать механизмы. Шея, подбородок и щёки мальчика были покрыты силиконом. Причём они были частью одного элемента, это позволило существенно сократить работу стилистов.

Труды гримёров не остались незамеченными — в 2018 году лента получила премию «Оскар».