Достаточно много материала в сети о «Треугольнике Карпманна». Это еще одна попытка раскрыть суть вопроса и обозначить выход из деструктивных отношений.
Драматический треугольник представляет собой модель непродуктивного взаимодействия в разных системах отношений (семья, работа и др.). Стивен Карпманн предложил модель анализа психологических игр "Драматический треугольник" в виде простой и эффективной диаграммы. Идея состоит в том что, в играх люди играют одну из сценарных ролей: Преследователя, Спасателя или Жертвы. Заходя в одну из таких ролей, человек автоматически попадает в игру.
Треугольник изображается обязательно острием в низ.
Жертва:
- не верит в себя и свои силы, возможность самостоятельно решить проблему,
- считает, что есть кто-то, кто может помочь, лучше знает, как сделать,
- не признает свои силы и ответственность,
- характерна беспомощность и пассивная агрессия.
Спасатель:
- помогает, но берет больше обязанностей и ответственности чем Жертва,
- помощь другому противоречит его желаниям и потребностям,
- делает то, о чем его не просили,
- спасает, чтобы чувствовать себя нужным и важным,
- характерны чувство долга, грандиозность, вытесненная агрессия.
Преследователь:
- считает, что лучше других знает нормы, правила, истину,
- обвиняет, оказывает давление, нападает,
- склонен к доминированию и прямой агрессии,
- характерна вытесненная уязвимость.
Каждой роли в Драматическом треугольнике характерно игнорирование или обесценивание. Преследователь и Спасатель обесценивают других людей. Преследователь обесценивает достоинство и ценность личности, Спасатель – способность другого думать и действовать самостоятельно. Жертва же обесценивает саму себя, свою силу, способность принимать решения.
В Драматическом треугольнике может находиться несколько человек и даже целые группы.
Нужно понимать, что в Драматическом треугольнике разыгрывается «драма» и представлены игровые роли. Их нужно отличать от аутентичных жертв, спасателей и преследователей. Нередко бывают ситуации, когда людям нужна помощь, и в какой-то момент без поддержки им справиться очень трудно.
Важный момент, который будет отличать игровой процесс – это переключение ролей. Человек включается в игру из одной позиции, а потом переключается в другую. Так Жертва становится Преследователем по отношению к своему Спасателю, обвинив его в том, что он так и не смог помочь. Или Спасатель переключается в Преследователя, поняв, что его усилия безрезультатны. После переключения следует удивление или смущение. Это значит, игра состоялась и партнеры, как правило, испытывают чувство вины, стыда, досады, злость, обиду и т.п.
Выход из Драматического треугольника:
- осознать способы своего попадания в игровую роль (Жертва, Спасатель, Преследователь),
- осознать свои «бонусы» от проигрывания роли,
- понять «потери» от проигрывания роли,
- найти способ получать желаемое другим образом.
Спасателю – нужно признать свои границы (я не всё могу) и признать свою злость (когда меня используют).
Жертве – нужно признать свою силу и научится брать ответственность на себя.
Преследователю – признать свою уязвимость, признать, что другие могут иметь своё мнение, могут ошибаться и имеют на это право.
Автор: Новочук Павел Александрович
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru